Проект "Лоскутик и дети" МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 27 "Золотая рыбка" город Котлас, Воспитатель: Шумилова Ольга Борисовна,

Сошью в подарок детям одеяла,
Укрывшись ими будут сниться только радостные сны-
Ведь каждый шов и яркий лоскуточек
Хранят тепло моей руки, души.
И пусть прослужит рук творенье
Красивый свой лоскутный век,
Согреет самых дорогих мне
С любовью сшитый оберег.
/ «Оберег» Татьяна Ковальчук/
С целью оптимизации образовательного процесса по приобщению детей к русской народной культуре через музей «Русская изба» и разработан данный проект.
«Лоскутик и дети»
Цель и задачи проекта
Цель: Повышение качества работы дошкольного учреждения по краеведению через приобщение к русской народной культуре с использованием мини-музея « Русская изба».
Цель: Развитие представлений детей о русской культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков, лоскутное шитье.
2. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс и создание рукотворных изделий из лоскутков.
Интеграция краеведческого материала в образовательную деятельность с детьми, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в самостоятельную деятельность детей, в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.
В нашем детском саду прошли праздничные мероприятия, которые были посвящены Дню рождения сказочного персонажа Лоскутик. Дети показывали сказки и дарили имениннице лоскутные подарки, сшитые своими руками.
Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение: появилось немало мастеров, которые развивают этот вид творчества.
Среди популярных видов рукоделия шитье из лоскута или пэчворк (от англ. «patch» — заплатка, кусочек материала, лоскут или пятно неправильной формы и «work» — работа) занимает особое место.
На Русском Севере лоскутным шитьем стали заниматься в конце ХIХ — начале ХХ в., когда в крестьянский обиход вошли фабричные хлопчатобумажные ткани. Вещи, создаваемые северорусскими крестьянками, несли исключительно практическую функцию. Однако в приемы сборки полотна, цветовое решение изделий привносились художественные предпочтения населения; были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья — «ляпачиха» и «уголками».
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».
С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.
В нашем детском саду есть уголок «Русская изба», где проиходит знакомство с русскими традициями, бытом, фольклором. Чтобы заинтересовать детей и пробудить познавательный интерес, творческая группа придумала и воплотила в жизнь проект «Лоскутик и дети». Теперь в избе есть маленькая хозяюшка, которая помогает и увлекает детей в мир старины и сказки.
В результате реализации проекта:
-в дошкольном учреждении разработан более эффективная система работы по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края, страны;
- реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников русской традиционной культурой;
- повысилась компетентность педагогов в вопросах организации работы в мини-музее «Русская изба» и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками и их семьями;
- качественно реализовывается часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Дети:
-получают обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогащается словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
Педагоги:
- мини-музей «Русская изба» будет более активно использоваться для занятий по краеведению в ДОУ;
-повысится профессиональный уровень и творческая активность педагогов в реализации задач патриотического воспитания;
-воспитатели приобретут знания и умения по использованию народной педагогики в образовательном процессе с дошкольниками.
Родители:
- принимают более активное участие в совместных мероприятиях по краеведению;
-помогают в наполнении РППС в соответствии с ФГОС ДО.
Но работа по данному направлению будет продолжаться, так как в современных условиях существует потребность в патриотическом воспитании дошкольников и в активном привлечении к этой работе семьей воспитанников.
Благодарим родителей, детей и педагогов за подарки для Лоскутика, за сказочную атмосферу в избе. Спасибо организаторам: творческой группы по оформлению «Краски жизни»
Воспитатель: Шумилова Ольга Борисовна