Проект на тему: «Игры для всей семьи» Авторы работы: Внукова Анастасия МОУ «Удимская №1 СОШ» Руководитель проекта Зубова Анна Борисовна

Введение
Родители, когда видят, что мы сидим у телевизора или за компьютером, говорят, что у них в детстве ни компьютера, ни DVD, ни игровых приставок, ни планшета, ни смартфона не было, а по телевизору шел один канал, и любимой передачей была программа «В гостях у сказки», которая шла только в субботу. Все остальное свободное время они играли с семьей, друзьями, а то и всей улицей.
По мнению наших родителей, самым замечательным и полезным способом развлечения является игра. Мы, чаще всего, играем в компьютерные игры, а в подвижные коллективные игры - только на уроках физкультуры, редко – с родителями дома. И нам стало интересно, в какие игры можно играть с родителями?
Актуальность этого проекта велика, так как на земле нет ни одного человека, который не любил бы играть. Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра учит нас не сдаваться, не скисать от неудач. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально.
Цель проекта:
изучение игр, в которые можно играть с родителями, создать образовательный маршрут, книгу «Любимые игры нашего класса»
Задачи:
1. Разработать вопросы для анкетирования родителей.
2. Провести анкетирование родителей.
3. Изучить литературу по данной теме.
4. Создание образовательного вопроса.
Объектом исследования являются игры.
Предмет проекта – образовательный маршрут, книга «Любимые игры нашего класса»
Реализуя данные задачи, мы использовали следующие методы и приемы:
опрос, анкетирование, анализ литературы в библиотеке, изучение интернет- ресурсов, использование социальной сети для популяризации данной темы, отбор информации, , анализ и обобщение полученных данных.
Выяснив перспективу проекта, свою работу мы реализовали в 4 этапа:
- Формулировка проблемы.
- Целеполагание, планирование.
- Реализации проекта.
- Рефлексия
Срок реализации: Декабрь-март 2021 года.
Описание проекта
Исследовательская часть:
1.История возникновения народных игр
Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.
Подвижные игры возникли еще у первобытных людей (6-8 века). Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность).
Ещё в Лаврентьевской летописи (12 век), в которой говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.
На территории Древнего Новгорода (10-13 век) при раскопках обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.
Известный русский исследователь народных игр 19 века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям. У римлян «игра» означало радость, веселье. У немцев слово «игра» означало легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.
Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».
В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!
Наших родителей специально игре никто не учил. Они, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.
Сейчас же детей на улицах села мало. В нашем селе детей стало намного меньше, чем раньше. Очень жаль, но некоторые игры были со временем забыты.
2. Анкетирование родителей
Для того чтобы узнать в какие игры играли родители, нами была разработана анкета для родителей 3 класса. Туда мы включили следующие вопросы:
- В какие игры Вы играли? (перечислите названия игр по сезонам).
- С кем Вы играли? Сколько обычно человек играло вместе с Вами?
- В какие игры Вы играли дома (в помещении), а в какие – на улице?
- Какие качества характера развивали у Вас игры? (игра – качества; желательно игры и на улице, и в помещении)
В анкетировании приняли участие 14 родителей.
При заполнении анкеты, нашим родителям пришлось погрузиться в воспоминания своего детства. Было интересно слушать о том, как и где они играли, с кем играли. Вспомнили интересные случаи, которые произошли с ними или друзьями во время игр. Вспомнили детей со своей улицы, с которыми они играли. Было очень интересно слушать эти воспоминания.
Результаты анкетирования
Обработав полученные данные анкет, мы получили такие результаты.
В какие игры Вы играли на улице и дома (перечислите по сезонам)?
сезон |
Игры на улице |
Игры дома |
зима |
«Царь горы» «Снежный бой» (снежки) Строили окопы и пещеры Катались на лыжах, санках, коньках. |
«Дочки-матери» «В школу» «Прятки» «Города» «Морской бой» «Море волнуется раз…» Шашки Настольный хоккей Русское лото Детское домино «Разрезные открытки» Тетрис Кубик-рубик Игровая приставка «Денди» |
весна |
Делали кораблики из подручного материала и пускали по ручьям. А когда грязь высыхала, то играли в «летние» игры на поляне. В конце мая собирались за огородами, чтобы ловить майских жуков.
|
«Дочки-матери» «В школу» «Прятки» «Города» «Морской бой» «Море волнуется раз…» Шашки Настольный хоккей Русское лото Детское домино Тетрис Кубик-рубика Игровая приставка «Денди» |
лето |
«Прятки» «Жмурки» «12 палочек» «Догонялки» «Штандер» «Глухой телефон» «Краски» «Лапта» Волейбол Пионербол Футбол «В картошку» «Резиночка» «Фанты» «Утки-охотники» Девочки прыгали на скакалке, играли в «Классики». |
Дома играли только тогда, когда на улице шел дождь. Игры были те же самые, что и в другие сезоны. |
осень |
В светлое время суток играли в те же игры, что и летом. |
«Дочки-матери» «В школу» «Прятки» «Города» «Морской бой» «Море волнуется раз…» Шашки Настольный хоккей Русское лото Детское домино «Разрезные открытки» Тетрис Кубик-рубика Игровая приставка «Денди» |
На вопрос о том, с кем играли и сколько обычно человек играло с Вами, родители ответили так:
на улице:
С кем играли и сколько человек играло |
Количество ответивших |
|
Играли всей улицей (от 5 до 15-16 лет) |
11 |
|
Со сверстниками (5-6 человек) |
1 |
|
В основном с мальчишками своей улицы |
1 |
|
С сестрами и соседками |
1 |
в помещении (дома):
С кем играли и сколько человек играло |
Количество ответивших |
С девочками в «Дочки-матери» (не более 5 человек) |
3 |
Играли: с друзьями (3-4 человека), с братьями и сестрами, с родителями (в шашки, русское лото, настольный хоккей, «Города» др.). |
11
|
Какие качества характера развивали у Вас игры?
Наши родители ответили, что игры, в которые играли на улице, развивали у них ловкость, быстроту бега, меткость, стремление победить. Развивали уверенность в себе, сдержанность, терпение, учили общаться. Игры, в которые играли дома, развивали внимание, воображение, мышление, память, пополняли словарный запас и расширяли кругозор. Но, самое главное, все игры учили быть добрыми, отзывчивыми, честными, заботливыми, учили сопереживать за других, готовили к будущей взрослой жизни.
Заключение
Исследовательская часть нашего проекта показала, играть всей семьей – не просто. Всегда встают проблемы по типу: разница в возрасте, в опыте, в интересах, в физических возможностях и еще множество других.
Настольные игры и игры на свежем воздухе позволяют их преодолеть и наполнить семейное взаимоотношение теплом и общими шутками. Компьютерные семейные игры обучают морали семейных взаимоотношений. Подвижные игры позволяют сблизиться. Игры важны не только для детей, это не просто отдых от работы, это целый способ общения. А общение в семье – самая главная цель и результат. Мы рассмотрели далеко не все игры в которые приятно и можно играть с семьей, поэтому, надеемся, что вы пристраститесь к играм сами и сможете найти еще множество новых видов общения.
1.Результаты проекта.
- Мы провели в 3 классе МОУ «Удимская №1 СОШ» анкетирование родителей.
- Ребята 3 класса провели классный час на тему «Мои любимые игры» , подготовили рефераты и выступили перед своими одноклассниками.
- Мои одноклассники подобрали на эту тему иллюстрации и создали книгу «Любимые книги нашего класса». (Приложение 1)
- В фойе МОУ «Удимская №1 СОШ» мы оформили стенд «Давайте поиграем вместе», где размещена интересная информация об играх, в которые могут поиграть все ребята и их родители.
- В социальной сети «ВКонтакте» на всероссийском сайте «Жизнь наша школьная» мы разместили наш проект.
- В социальной сети «ВКонтакте» в группе «Семейный клуб «Семицветик»» мы разместили наш образовательный маршрут. Нам стали поступать положительные отзывы о нашей работе.
- Нашим родителям мы поручили написать сценарий игровой программы в классе с участием родителей и детей нашего класса. На наше мероприятие мы пригласим детей начальной школы.
- Проанализировав ответы родителей, мы создали образовательный маршрут для детей и родителей, чтобы сплотить их с помощью игр. (Приложение 2) . Семьи 3 класса уже участвуют в этом образовательном маршруте.
2. Дальнейшее развитие проекта.
Проект планируется продолжить в дальнейшем, на летних каникулах, в следующем учебном году.
- Проект востребован, так как в мероприятиях принимали участие дети 3 класса и их родители.
- Проект реалистичен и нашел отклик и поддержку среди обучающихся начальной школы МОУ «Удимская №1 СОШ» и их родителей.
- У данного проекта хорошие перспективы продолжения деятельности по приобщению детей к играм, к различным формам игрового семейного досуга. Этому способствует наличие и активное использование спортивного зала, волейбольно- баскетбольной площадки на открытом воздухе, поле для мини- футбола.
- Рефлексия и анализ проведенных мероприятий убеждает нас в том, что данный проект оказался удачным.
- Эффективность проекта определена результатами проведенного анкетирования, положительными отзывами детей, родителей и пользователями сети «ВКонтакте» .
Список литературs
1. Кириллова, Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей .Ю.А. Кириллова. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 432 c. 2. Мамы и детки. 16 обучающих карточек. - М.: Проф-Пресс, 2017. - 982 c..
3.Своя игра. Десятая книга для умных / С. Дубов и др. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2015. - 320 c.. 29. Черенкова, Е.
4.Лучшие настольные игры для детей и взрослых / Е. Черенкова. - М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2018. - 192 c.