Цикл проектов «Чудеса под ногами. Песок» (краткосрочный, познавательно – исследовательский) воспитателя I кв. категории Прошутинской С.С., МДОУ «Детский сад комбинированного вида №27 «Золотая рыбка» г.Котлас

Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию … лучшая игрушка та, которую они могут заставить измениться … для детей лучшая игрушка – куча песка».
К.Д. Ушинский
Цель проекта: Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка.
Задачи проекта:
- Расширять представление у детей о неживой природе (о песке) посредством выполнения экспериментальной деятельности;
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь, коммуникативные навыки;
- Развивать умение работать в малых группах; презентовать творческие домашние задания;
- Приобщать детей к изобразительной деятельности, при использовании нетрадиционной техники изобразительного искусства (пескография);
- Воспитывать интерес к познанию нового, положительно – эмоциональный заряд от совместной творческой деятельности с родителями
Ожидаемые результаты:
1. Дети узнают о свойствах песка; о происхождении песка, практическое применение песка;
2. Научатся различать и называть характерные признаки песка; проводить простейшие опыты;
4. Научатся осознанно - правильно вести себя в мире природы, понимать всю ценность природных объектов «под ногами»;
5. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
6. У детей повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
7.Дети получат удовольствие от деятельности с взрослыми и сверстниками.
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий.
Одной из таких технологий является метод проектов, который дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к школьному обучению.
В нашем детском саду в старшей группе проходит цикл проектов «Чудеса под ногами. Песок». В ходе реализации проекта педагоги и родители познакомились с новыми приёмами работы с песком. Дети свободно используют знания и умения в своей детской деятельности, а не только вовремя специально организованных занятий.
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познаёт
окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей
природы, предметах, созданных руками человека.
Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы. Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – песок, камень, веточку, следы, земля, мусор?
Знакомство детей с предметами «под ногами» способствует расширению кругозора; умению узнавать состав, применение, классификацию живой – неживой, природа – не природа, полезно – не полезно, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов; умение обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей, практическое применение.
Сегодня игра с предметами «под ногами» становится все более популярными в педагогической практике. Эти игры формируют у детей особое мироощущение, освобождение от обыденности, стереотипов, ощущения нереализованности. Игра с природными объектами характеризуется как процесс развития самосознания ребенка.
Кроме этого, в играх с предметами «под ногами» мощные ресурсы для коррекционной, развивающей и образовательной работы с ребенком, создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в игры и познавательно – исследовательскую деятельность с природными объектами дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что конкретно песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
- Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола покрасим голубою краской.
Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленький набор возьмём в игру…
Подобно Богу, мы создадим свой мир чудес,
Пройдя ПОЗНАНИЯ дорогу!
(педагог – психолог Т. Грабенко)
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ её реализации.
Важно спланировать учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с родителями и детьми) деятельность.
В ходе реализации проекта у детей
- сформировался комплекс знаний о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним;
- расширились средства познания и естественно научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка;
- дети познакомились со значением песка в жизни человека,
- обогатился игровой опыт детей;
- расширились представления о нетрадиционных техниках ИЗО деятельности, что развивает творческие способности детей, создаёт максимальную свободу для проявления инициативы и фантазии.
Родители с удовольствием участвовали в образовательном процессе, у них сформировалась компетентность педагогической позиции, а дети стали аккуратнее и внимательнее в обращении с песком.