Алгоритм тьюторского сопровождения младших школьников по подготовке к интеллектуальным мероприятиям. Захарова Елена Алексеевна, Шнякова Ольга Игоревна, учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82» г. Котлас Архангельской области

С 2014года МОУ « СОШ № 82» является базовой региональной площадкой по тьюторскому сопровождению одаренных обучающихся младшего школьного возраста. В 2015 году была разработана школьная программа, в рамках которой наша творческая мастерская «Что? Где? Когда?»(по подготовке к интеллектуальным мероприятиям) продолжила свою работу с одаренными детьми, используя приемы тьюторского сопровождения.
Цель работы: «Создание благоприятных условий для развития индивидуальных способностей детей, их интеллектуального и творческого потенциала».
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- подобрать и изучить теоретические источники, опыт работы в области тьюторского сопровождения обучающихся;
- сотрудничать с коллегами для обмена опытом;
- создавать комфортную развивающую образовательную среду;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт на базе школы, города, области.
Ежегодно нашей мастерской мы проводим интеллектуальные мероприятия. Такие как:
• Интеллектуальный марафон
• Слет юных журналистов
• Предметные недели
• Конкурс сочинений «По волнам детского творчества»
• Литературная игра «Там, на неведомых дорожках»
• Предметные олимпиады
• Научно – исследовательская конференция «Я познаю мир»
Для качественной подготовки детей к интеллектуальным конкурсам мы сопровождаем их на следующих уровнях.
1.Классный уровень. Этот уровень выявления одаренных детей направлен прежде всего на развитие и стимулирование у учеников мотивации к дальнейшей образовательной деятельности. Для этого необходимо обязательно предоставить возможность участия в интеллектуальных конкурсах всем детям, чтобы каждый ребенок мог реализоваться. На данном этапе важен принцип доступности и открытости.
Ребенок должен знать цель, задачи своей работы. Для ученика очень важно увидеть реальный результат своих действий, получить поддержку, внимание, одобрение, повысить свой статус. В тьюторском сопровождении также необходим анализ. Трудности, возникшие во время работы анализируются, проводится рефлексия. Работа, выполненная учеником, обсуждается с ним. Это помогает удержать интерес ребенка и повысить его мотивацию к дальнейшим действиям или напротив осознанно отказаться от дальнейшей разработки темы, так как для него работа по данной теме уже не представляет интереса. Другими словами ребенку дается право выбора.
Ответственным за данный этап является классный руководитель. Он составляет задания, проводит классный час по итогам конкурса, поощряет детей.
2.Далее проводится школьный этап.
На этом этапе все работы учеников кодируются, члены жюри распределяются таким образом, чтобы избежать совпадений по параллели. В нашей творческой мастерской есть представители от каждой параллели. При составлении заданий для интеллектуальных конкурсов, мы пользуемся различными источниками: методической литературой, интернет ресурсами, заданиями муниципальных и региональных интеллектуальных конкурсов прошлых лет. На школьном этапе составляется ведомость участников конкурса. По итогам конкурсов проводятся линейки, победители поощряются, участникам вручается сертификат.
Именно на школьном уровне происходит отбор участников на муниципальный уровень.
При подготовке обучающихся к интеллектуальным конкурсам мы используем следующие формы работы:
В своей работе мы руководствуемся следующими принципами: гибкость, доступность, непрерывность, индивидуализация, открытость.
Результаты сопровождения и подготовки обучающихся к интеллектуальным конкурсам считаем успешными. Наши ученики регулярно занимают призовые места в интеллектуальных конкурсах разного уровня.