Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности. Сахневич Н.Н. учитель начальных классов МОУ «СОШ №7» город Коряжма

В настоящее время общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида: 1) личностные; 2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции); 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Остановимся более подробно на коммуникативых универсальных учебных действиях. Однако в первую очередь дадим определение коммуникации.
Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.
Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла. А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение). Вне общения невозможна человеческая деятельность.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные действия можно разделить на три группы:
· Коммуникация как взаимодействие – коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
· Коммуникация как кооперация – действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.
· Коммуникация как условие интериоризации – коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми и сверстниками. В то же время, именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.
От уровня развития коммуникативной компетенции ребенка, во многом зависит процесс адаптации его в школе.
Далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной деятельности, а вот проявить себя во внеурочной деятельности может каждый.
Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь». Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. У младших школьников по-прежнему ведущей остается игровая деятельность. Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.
Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, спортивных праздников, дней именинников, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, и т.д. Мы успешно сотрудничаем с МДОУ №18 «Сказка».
В апреле 2015 года для детей старшего дошкольного возраста был показан спектакль «Сон зайчонка», направленный на формирование здорового образа жизни в рамках акции «День здоровья» детьми моего класса. Каждый ребёнок в классе, чувствовал ответственность за постановку спектакля: тренировались играть пьесу с музыкальным сопровождением, отрабатывали отдельные сцены. Дети радовались - они уже актёры, что с их помощью рождается сказка.
В декабре 2015 года в рамках проекта «Чай – напиток не простой» проходившего в детском саду, второклассники проводили для детей старшего дошкольного возраста виртуальное путешествие «Чай душистый ароматный и на вкус всегда приятный».
При подготовке и проведении таких мероприятий второклассники учатся слушать и слышать друг друга, развиваются ораторские и актерские способности, обогащается словарный запас.
С 2014 года школа вступила в международный проект «Школа, где процветает грамотность». В рамках этого проекта в классе разработана программа факультатива «Учимся успешному чтению», который способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
Эти занятия помогают ребятам обогатить словарный запас, полно и точно выразить свои мысли;
-адекватно использовать аргументы в дискуссии;
-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;
-понимать возможность существования различных точек зрения на одну и ту же ситуацию,
-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор.
Также в школе запущен общешкольный проект «Успешное чтение», состоящий из 3 этапов: «Книжное дерево класса» - призовое 3 место, «Реклама любимой книги», «Книга на сцене».
Формированию коммуникативных навыков способствует эффективное сотрудничество с детской библиотекой. С этой точки зрения особый интерес представляют такие памятные даты, как юбилеи выдающихся деятелей культуры, международные дни поэзии, родного языка, славянской письменности, театра, музеев, торжества. С большим интересом готовились ребята к путешествию по книжным тропинкам, проведенному библиотекой в рамках акции «Страна читалия» -3 место среди второклассников школ города.
В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.