«Формирование представлений у старших дошкольников о труде взрослых через знакомство с профессиями» Казначеева И.А., 1 кв. категория по должности воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с ТНР МДОУ «Детский сад комбинированного вида №27 «Золотая рыбка» г. Котлас

- Теоретическая интерпретация опыта.
1.1.Теоретические аспекты трудового воспитания детей дошкольного возраст
1.2. Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольников.
1.3. Системный подход к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых.
- Этапы работы.
- Формы организации работы с детьми.
Библиография
Аннотация
Приложение 1. Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»
Приложение 2. Дидактические игры по теме: «Профессии»
Приложение 3. Перспективный план мероприятий
Приложение 4. Дидактическое пособие «Знатоки профессий»
Приложение 5. Сравнительная диагностика
Приложение 6. Конспекты образовательной деятельности и наблюдений за трудом взрослых. Приложение 7. Результаты работы – фотоотчет
I. Теоретическая интерпретация опыта
"Труд всегда был основой для человечества и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть
одним из основных элементов".
А. С. Макаренко.
Макаренко А.С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание - это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными методами невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.
Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.
Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире.
Труд – социальное явление. Труд - проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с взрослыми, основанные на совместных действиях. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Общение и деятельность служат школой чувств и передачей социального опыта жизни среди людей. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение к окружающему, проявлять свои способности.
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.
Как отмечает Т. А. Маркова, посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, – именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает ценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе, успешной социализации. Настоящий труд – это всегда преодоление. И малыша тоже надо учить преодолевать – преодолевать сопротивление материала, собственное неумение, непривлекательность работы, усталость.
Взрослый человек способен к такому преодолению, потому что у него достаточно развито чувство долга (и по отношению к членам своей семьи, и по отношению к обществу), потому что он за непривлекательной, положим, трудовой операцией способен увидеть привлекательный конечный результат, потому что в труде он утверждает себя, находит самовыражение, и еще по многим причинам взрослый способен справиться с непосредственным побуждением бросить работу, если уж оно возникнет.
У малыша всей этой системы поддержек пока еще просто нет. Мы должны ее постепенно – всем воспитанием – выработать. Но сделать это можно, опираясь на то, что у ребенка есть, на те возможности, которые даны ему в силу законов возрастного развития.
Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того, открыли ли малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем он занят.
Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых — это для ребенка очень важный стимул.
Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.
Поэтому одна из основных задач семьи, детского сада — всячески поддерживать стремление ребенка участвовать в общественной жизни, стараться, чтобы он жил интересами семьи, коллектива, чтобы занял в нем свое место.
Согласно утверждениям, Д. Б. Эльконина, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.
В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы моего опыта работы.
Цель работы: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых через знакомство с профессиями.
Задачи:
- Дать представление детям о многообразии мира профессий;
- Расширять общую осведомленность о разных видах труда;
- Закреплять представления о трудовых действиях, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы;
- Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда;
- Способствовать выработке эмоционально-положительного отношения к труду и ранней «предпрофессиональной ориентации» детей старшего дошкольного возраста;
- Воспитывать нравственно-волевые качества (настойчивость, целеустремленность, ответственность за результат своей деятельности), привычку к трудовому усилию. Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности;
- Воспитывать гуманное отношение к окружающим: умение и желание включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознанию себя как члена детского общества;
- Воспитывать уважение детей к людям разных профессий и результатам их труда.
1.1.Теоретические аспекты трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться.
По мнению В. И. Логиновой, первой задачей трудового воспитания является воспитание психологической и практической готовности к труду. Каждый молодой человек должен отчетливо сознавать, что он не может жить, не трудясь, не участвуя в общем процессе производства материальных благ.
Поэтому важно формировать стремление к выполнению работы по собственному побуждению начиная с дошкольного возраста. Это выливается в конечном итоге в привычку трудиться по внутреннему побуждению.
Разные мотивы труда определяют и различное отношение к нему. Человек, который понимает общественную значимость труда, радуется хорошо выполненной работе, испытывает счастье в труде, активно вносит в труд творчество.
При таких побудительных мотивах труд становится средством всестороннего развития личности. И наоборот, труд лишь накопления материальных благ обедняет человека, формирует отрицательные качества личности.
Поэтому вторая задача трудового воспитания – формирование общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу общества.
Третья задача трудового воспитания – формирование у подрастающего поколения культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда: умение определять цель труда, планировать наиболее рациональный путь ее достижения, чтобы получить результат, правильно отбирать нужные материалы и инструменты, владение необходимыми трудовыми операциями, навыками обращения с инструментами, бережное отношение к материалу и инструментам, рациональное использование рабочего времени. Поскольку труд на современных предприятиях коллективный, подрастающие поколения должны овладеть навыками труда в коллективе, правильно устанавливать деловые и личные связи, выполнять свою часть работы в установленные сроки и безукоризненно по качеству.
Четвертая задача – воспитание уважения к труду, бережного отношения к его результатам – общественной и личной собственности, воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности. Итогом трудовой деятельности является создание продукции, которая в обществе предназначается для удовлетворения материальных и духовных потребностей всех людей.
Пятая задача – развитие у подрастающего поколения интереса к разным видам труда в целях выявления способностей и наклонностей каждого для сознательного выбора профессии. Значимость этой задачи определяется тем, что современные виды труда требуют широкого круга знаний, технической подготовленности, специальных способностей.
Соответствие выбранного вида деятельности интересам и склонностям максимально повышает отдачу труда в общественном производстве, делает жизнь человека радостной и содержательной, а труд – потребностью личности
Согласно В. И. Логиновой, труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду: «Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными».
С. А. Козлова отмечает, что много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы. А. П. Чехов писал: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека». А Л. Н. Толстой в свое время сказал: «Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».
В. И. Логинова писала о том, что труд, являясь базой социального прогресса, условием удовлетворения всех материальных и духовных потребностей, выступает одновременно основной формой жизнедеятельности человека, главным содержанием человеческой жизни и обязанностью каждого члена общества, основным условием развития человеческой личности. «Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».
Как отмечает Д. Е. Аксенов, раскрывая в процессе труда законы природы, человек использует их для совершенствования труда. Побеждая стихийные силы природы, человек утверждает себя как сознательное существо, создает материальную и духовную культуру. Созидательный характер труда, достижение целей в труде вызывают максимальное удовлетворение, радость и влияют на развитие способностей, творческих задатков и дарований каждой личности.
А. С. Макаренко отмечал, что труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания: «Что такое труд? Это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно».
С точки зрения Е. А. Лобановой, труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд – это забота людей друг о друге.
В. Г. Нечаева отмечает, что трудовое воспитание в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Он также говорил: «Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов».
Я. Л. Коломинский утверждает, что материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья.
Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
Р. С. Буре указывал на необходимость утверждения в обществе строгой организованности в труде и дисциплины. Он придавал большое значение формированию у подрастающего поколения положительного отношения к труду. Определяя задачи трудового воспитания детей, он отмечал необходимость того, чтобы каждый день решалась практически та или иная задача общего труда, пускай самая маленькая, пускай самая простая.
С. Я. Рубинштей в своих работах неоднократно подчеркивал необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. «В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым».
И. Г. Майорова указывала, что труд развивает детей эстетически и физически начиная с дошкольного возраста. Однако она обращала особое внимание на необходимость дозировать трудовые нагрузки и подчеркивала, что доступность труда для детей должна определяться с учетом их физических и психических особенностей. Так, для подростков это разные по сложности виды труда в мастерских, приближающиеся к производительному труду взрослого; для дошкольников это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. Она предостерегала от недооценки этих видов труда для детей всех возрастов, справедливо считая их основой самостоятельности, равноправия в быту и правильных взаимоотношений между мужчинами и женщинами.
Большое значение Н. Н. Кокорева придавала формированию у детей умения трудиться. Она особо выделяла умение планировать работу, отбирать материалы и инструменты, правильно использовать их, добиваться результата. Вместе с тем она неоднократно напоминала о необходимости тесно связывать труд детей в детском саду с организацией их быта, их играми, не обособлять трудовое воспитание от решения задач всестороннего развития.
Особое значение В. М. Жильникова придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, – это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».
Л. И. Каплан говорит о том, что радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений.
Большой вклад в развитие трудового воспитания детей дошкольного возраста внесли исследования З. Н. Борисовой, Г. П. Лесковой, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Я. З. Неверович, Л. А. Порембской, Е. И. Радиной. в них разработаны содержание, методы и средства трудового воспитания, выявлены пути обеспечения единства трудового и нравственного воспитания.
Таким образом, воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.
1.2. Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольников.
К. Ю. Белая отмечает, что трудовое воспитание в программе детского сада является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
В планировании воспитательно-образовательной работы по ФГОС ДО содержание трудового воспитания направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
– развитие трудовой деятельности;
– воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
– формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
О. А. Соломенникова считает, что роль педагога состоит также в помощи ребенку повысить свой авторитет у сверстников. В трудовом обучении многие дети добиваются более значительных результатов чем в общеобразовательной деятельности. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.
Перед работниками ДОУ стоит непростая, нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое ДОУ должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость, занять индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном детском саду.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:
– ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
– обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
– воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
– воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.
Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем, втроем, то общее задание может выполнять группа из 6-7 участников).
В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата.
Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.
Таким образом, труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к трудовой деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
1.3. Системный подход к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых.
"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", — пишет В. И. Логинова.
Общественная жизнь ребенка начинается в дошкольном детстве. Поручения, которые выполняет он в детском саду, дома, связанные с интересами детского коллектива или семьи, направлены на общественную пользу.
В последнее время утрачена ценность труда для подрастающего поколения. Авторитетами взрослых становятся представители семейств со сверхдостатком, а детскими кумирами - супергерои, которые «нашли золотую жилу». Таким образом, и те, и другие не связывают самореализацию в обществе, успех в профессиональной деятельности с таким необходимым качеством как трудолюбие. Большинство детей выражают негативное отношение к рабочим профессиям, не понимают их необходимость для общества и ценность.
Следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание планированию совместной работе с семьей в данном направлении. А ведь именно родители, как самые значимые взрослые, формируют у ребенка основы ценностного отношения к труду. Данная проблема связана с неподготовленностью и педагогов, и родителей к совместному решению данной проблемы, в то время как современная ситуация в образовательной системе России предполагает активное участие семьи в педагогическом процессе, так как родители являются в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» «первыми педагогами».
В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача - познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, привить детям желание стать профессионалами в своём деле.
Мы готовим своих детей к тому, чтобы они в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни казалось — могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — и потому, что это им нравится, интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, учителя, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях: эколог, бизнесмен, менеджер, программист, визажист, дизайнер, фермер и др.
Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно больше познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности.
Важным является то, что система работы базируется на игровой деятельности. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно проиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но, самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. И чем ярче и насыщенней игра, тем больше у ребёнка возможностей впитать и пропустить через свой внутренний мир информацию об общественной жизни и о мире профессий, их ценности и значимости, и тем легче ему будет в будущем сделать свой выбор, который и определит его жизнь.
Включаясь в игровые ситуации, выполняя трудовые действия, ребенок меняет представление о себе и об окружающем мире. Под влиянием успехов, достигнутых ребенком в процессе игровой деятельности, меняется его самооценка. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность, мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка в процессе ознакомления с профессиями.
Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но, и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Потому что только высокие мотивы заставляют нас ставить большие и серьезные задачи в жизни, помогают справиться с временными неудачами, преодолевать трудности.
Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, — нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.
Общественные мотивы должны играть в воспитании трудолюбия преобладающую роль. Труд для других, для общества, частью которого являешься и ты, оказывает благотворное влияние на формирование личности. Он приносит глубокое моральное удовлетворение, сознание своей нужности, необходимости, вдохновляет человека на большие свершения, поднимает его в собственных глазах.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС ДО и должна осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.
Специфика работы нашей группы предполагает обновление контингента детей каждые два года, именно на этот временной промежуток мною разработана система работы по формированию представлений о труде взрослых.
II. Этапы работы:
1. Первичная диагностика.
2. Создание РППС в группе
3.Разработка перспективного плана с учётом ОО.
3. Разработка НОД, ср/и, конструктивно-строительных и, д/и, совместных мероприятий с родителями.
4.Реализация плана, оформление результатов, организация обратной связи с участниками образовательного процесса.
5.Итоговая диагностика.
III. Формы организации работы с детьми.
Дети приходят в нашу группу, имея определенный багаж знаний и умений, и поэтому на первом этапе необходимо определить уровень развития детей, их осведомленность о труде взрослых.
С целью выявления уровня знаний детей мною было проведено педагогическое обследование по методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик. (Приложение №1).
Определила для себя формы работы с детьми, посредством которых происходит формирование представлений детей о труде взрослых.
Круг профессий достаточно широк и разнообразен. Каждая из них требует от воспитателя обширных знаний. Педагогу необходимо самому быть компетентным в данном вопросе и грамотно выстроить образовательную среду.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду группы, особое внимание уделила функциональным игровым зонам, которые легко трансформируются: книжный магазин-библиотека, ателье - Дом моделей. Карты - схемы трудового процесса, алгоритмы деятельности, предметы-заместители, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, созданные своими руками, дидактические игры, наглядный материал по ознакомлению с трудом взрослых, постоянно действующие выставки, в том числе продуктов детского творчества, формируют особую познавательную атмосферу.
Совместно с родителями обогатила сюжетно - ролевые игры специальной одеждой по профессиям. Такая среда привлекает детей, дает возможность для самореализации, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками.
Предметно-пространственная среда является своеобразной формой самообразования ребенка, источником получаемых им знаний и личного опыта. В группе имеется большое количество дидактических игр как готовых так сделанных своими руками: «Назови правильно», «Что нужно для работы», «Помоги почтальону», «Разрезные картинки», «Профессии», «Кем быть», «Лото. Профессии», «Знаю все профессии», «Моя будущая профессия» и др. (Приложение №2).
В старшем дошкольном возрасте формируются представления о:
- роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного (шитье одежды, производство продуктов питания, строительство, сельское хозяйство и т.д.) и обслуживающего (медицина, торговля и пр.) труда, характерными для данной местности.
- разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, пилот, фермер, менеджер, рекламный агент и пр.) на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда;
- структуре конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат).
- роли современной техники в трудовой деятельности (подъемный кран, электронные весы, компьютер и пр.), о роли машин и механизмов в труде человека (ускорение получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда).
- обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея; строительство: электросварщик, каменщик, маляр) и разных производствах (машиностроители – фермеры; фермеры – работники пищевой промышленности – продавцы и пр.), где ярко выражен обмен результатами труда.
- общее представление о том, где и кем работают родители ребенка, в чем ценность их труда.
Учитывая все вышеперечисленное, мною разработан перспективный план мероприятий на старшую и подготовительную группы, который предполагает ежемесячное знакомство детей с определенной профессией (Приложение №3).
В старшей группе важно показать результат труда, его общественную значимость. Познакомила детей с профессией учителя, работников сельского хозяйства (фермер), транспорта (водитель лесовоза), с трудом людей творческих профессий: (педагог дома детского творчества), результатами их труда. В данном возрасте совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему «транспорт» много внимания уделяла правилам дорожного движения. В играх дети изображают профессии родителей. Наши мальчики с большим энтузиазмом играют в полицейских, военных. У девочек популярны профессии медсестры, парикмахера, пекаря.
Детей подготовительной группы мы знакомили с профессиями родного города: машинист тепловоза, спасатель, электромонтер, преподаватель музыки. В сюжетно-ролевых играх дети изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. В этом возрасте расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на корабле есть капитан, матрос, кок и т.д.), поэтому мы познакомили детей с профессией штурмана. Учитывая современную действительность познакомила детей с профессиями эколога, косметолога.
В процессе знакомства с профессией придерживалась определенной системы, формируя у детей четкие представления о
- названии профессии;
- месте работы человека этой профессии;
- материале для труда;
- орудиях труда;
- трудовых действиях;
- результатах труда;
- личностных качествах, важных для представителя этой профессии;
- пользе труда для общества.
Проблемные вопросы были сформулированы следующим образом:
- Для чего все люди трудятся?
- Какие бывают профессии?
- Какая профессия самая важная?
Уже в старшей группе, как было сказано выше, уделила особое внимание тому, что особенно близко детям - профессии родителей.
Родители наших воспитанников сначала неохотно, а потом с энтузиазмом включились в совместную деятельность. Вместе готовили содержание экскурсий на место работы, оформляли выставки, презентации своей профессии. Наиболее активные родители провели профессиональные мастер-классы. Эту работу продолжили и в подготовительной группе. Результатом работы стали фотовыставка «Вернисаж профессий», книга «Все работы хороши, выбирай на вкус», совместный проект «Профессии моих родителей».
В работе по формированию представлений о труде взрослых придерживалась принципа преемственности. Знания о профессии, полученные в старшей группе, помогали в знакомстве с новой профессией в подготовительной группе. Пекарь - кондитер, учитель – преподаватель музыки, портной – модельер.
Большое значение в воспитательной работе уделяю знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.
Дети побывали в пекарне Матвеевой, в пожарной части, на уроках в СОШ №7, школе искусств «Гамма», в доме детского творчества, в драматическом театре. Познакомились с профессией продавца продуктового отдела, электроприборов. Но в настоящее время стало все сложнее организовывать традиционные экскурсии, во многие места доступ детям закрыт. Я нашла выход - виртуальные экскурсии.
Наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие.
Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И добро пожаловать на виртуальную экскурсию!
В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания, и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной. В нашей группе создана объемная фонотека подобных экскурсий: «Мой папа - машинист тепловоза», «Космонавтом хочу стать - с неба звездочку достать», «По морям, по волнам», «Наша планета - наше будущее», «выпечной цех «Солнышко», «мясоперерабатывающий завод «Стрела», мини-пекарня «ИП Матвеева» и др.
Играя в дидактические игры, с детьми закрепляла:
- вид деятельности,
- орудия труда,
- специальную одежду;
- расширяли кругозор;
- активизировали речь (что очень важно в группе нашей направленности);
- развивали наблюдательность и логические способности;
Так, играя в игру «Чьи вещи?» дети определяли вид деятельности по орудиям труда и профессиональным принадлежностям. В игре «Профессии» дети составляли рассказ по опорным схемам.
Для закрепления и уточнения знаний детей о профессия окружающего мира мною было изготовлено дидактическое пособие «Знаю все профессии» (Приложение №4). Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Очень помогал в работе накопленный художественный материал: сказки и рассказы о профессиях, стихи, пословицы и поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и динамические паузы. Данные формы реализовываются в течение режимных моментов дня, свободной и совместной деятельности воспитателя и ребенка.
По мере накопления знаний о профессиях, с целью закрепления полученного опыта дети отражали свои впечатления в творческой деятельности - рисунках, поделках из различных материалов, элементарном моделировании.
В подготовительной группе в образовательный процесс ввела понятие профессиональных праздников. Таким образом наша страна отмечает важность труда своих граждан. Эта тема отражена в ежемесячных выставках- календарях.
В педагогических источниках сейчас появляется много информации о ранней профориентации детей.
Цель ранней профориентации – формирование у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру.
Ребенку должна быть представлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Мною не ставилась цель делать акцент на этом направлении работы, но для определения предпочтений ребенка, его интереса к определенным видам труда был проведет опрос детей. Параллельно провела анкетирование родителей, кем они видят своего ребенка в будущем. Результаты представлены в виде таблицы:
|
Выбор ребенка |
Выбор родителя |
1 |
водитель |
автомеханик |
2 |
руководитель |
директор |
3 |
Астроном |
стоматолог |
4 |
пожарный |
программист |
5 |
учитель |
директор |
6 |
футболист |
спасатель |
7 |
военный |
полицейский |
8 |
полицейский |
полицейский |
9 |
строитель |
полицейский |
10 |
автомеханик |
полицейский |
11 |
полицейский |
пожарный |
12 |
парикмахер |
стюардесса |
13 |
полицейский |
полицейский |
14 |
пожарный |
автослесарь |
15 |
полицейский |
пожарный |
Вывод:
В результате проделанной за 2 года работы стала замечать у детей проявление большого интереса к миру профессий. Дети освоили запланированный объём представлений, предусмотренный перспективным планом с помощью целесообразно подобранных занимательных форм работы с ними, что подтверждают данные диагностик (Приложение №5).
Дети нашли ответы на следующие вопросы:
- Где работают родители (какая у них профессия и чем они занимаются на работе?)
- За что мама любит свою профессию?
- Почему моя бабушка продолжает работать на пенсии?
- Когда профессия бывает любимой?
- Какие профессии нужны нашему городу?
- Какие бывают профессии?
- Какая профессия самая важная?
- Нужно ли детям задумываться о выборе профессии?
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
С огромным удовольствием дети слушают сказки, разгадывают загадки, разучивают пословицы о труде, считалочки. Легко принимают участие в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно разворачивая сюжет игры, включая в игровой процесс деятельность людей разных профессий.
Передают в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам, отражают характер взаимоотношений людей. С помощью игр-драматизаций, песен, этюдов, театрализованных игр дети не только пополняют свои представления новыми подробностями о профессии, но развивают свои творческие способности, что способствует положительному отношению к трудовой деятельности, понимают значимость труда в жизни людей.
Дети проявляют чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни. Бережнее относятся к результатам труда
Литература:
-
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000.- 128с. 2.
- Алябьева Е.А. Поиграем в профессии / занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет Издательство «ТЦ СФЕРА»
- Баранова Н. А., Гугуман Т. В., Попова В. Ф., Романенко О. Г. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 731-734. — URL
- Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974.-192с.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметами и социальным окружением / для занятий с детьми 5-6 лет – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
- Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10.- с.56–63.
- Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет», С-Пб., «Детство-пресс», 2010г.
- Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
- Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1978.-№ 10.- с. 64–69.
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Москва 2007
- Интернет ресурсы «Наглядный материал»
Аннотация
Для формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста необходима целенаправленная, систематическая работа. Требуется эффективная совместная работа всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей в тесном сотрудничестве с социумом; интеграция современных методов и приемов.
Мною использовался материал с возрастанием, углубляя знания детей о той или иной профессии, с учетом особенностей детей нашей группы.
Практическая значимость состоит в том, что разработана система работы: конспекты НОД, игровых ситуаций, виртуальных экскурсий; перспективный план по знакомству с профессиями; картотеки дидактических, сюжетно - ролевых игр, художественного слова. Материалы могут быть полезны в деятельности воспитателей в работе с дошкольниками.
Приложение №1.
Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»
Критерии:
- Характер представлений о труде взрослых.
- Отношение детей к труду взрослых.
Показателями характера представлений о труде взрослых: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда. Показателями отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.
Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
- Для чего люди ходят на работу?
- Что такое профессия?
- Какие ты знаешь профессии?
- Какие профессии тебе нравятся больше всего?
- Кем работают твои мама и папа?
Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.
Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.
Шкала оценок - Характеристика оценки ответов детей
- Ребенок дает полный, точный ответ - имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.
- Ребенок дает неточный ответ - не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.
- Ребенок дает неправильный ответ - затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.
Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:
- 1 уровень– высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
- 2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
- 3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.
Приложение №2.
Дидактические игры по теме: «Профессии».
«Профессии»
Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.
«Назови правильно»
Цель: закрепление и обогащение знаний по теме «Профессии», развитие активного и пассивного словаря, развитие слухового внимания
«Что нужно для работы»
Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания
Данную игру также используем на этапе закрепления знаний о профессиях.
«Посчитай, назови и раскрась»
Оборудование: распечатка с заданием, цветные карандаши, фломастеры
Цель: закрепление в речи названий различных профессий, развитие счетных навыков, развитие воображения
«Помоги почтальону» Цель: развитие внимания, закрепление счетных навыков и графических образов цифр в пределах 12
Оборудование: распечатки с заданием, фломастер или карандаш
«Правда или нет»
Цель: развитие внимания, развитие мышления, закрепление знаний о различных профессиях
«Определи по предмету профессию».
Цель: Закрепить понимание назначения и функций предметов труда, умение группировать их по способу использования.
Ход: Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расчёска, краска, нитки, шприц и т. п., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. Задача: по предмету назвать профессию, в которой он используется.
«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т. д.
«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски. и т. д.
Приложение 3.
Перспективный план мероприятий по знакомству детей старшей группы с профессиями
Месяц |
Профессия |
Содержание работы |
Используемый материал |
Сентябрь |
Учитель |
Беседа о профессии Экскурсия в школу Мастер-класс «Я работаю учителем» |
Картина «Учитель» Д/и «что нужно для работы» «4 лишний» Т. А. Шорыгина стр. 77 презентация |
Октябрь |
Пекарь |
Рассматривание картины «Пекарь» Беседа о труде пекаря Экскурсия на пекарню Матвеевой |
Картина «Пекарь» Д/и «Кому, что нужно для работы», «Профессии» Е. А. Алябьева стр.79 |
Ноябрь |
Водитель лесовоза |
Игра-соревнование со строительным игровым материалом Беседа о проф. водитель. «Лес- наше богатство» |
стр/и «Машины-помощники» Д/и «важные профессии» Т.В. Потапова стр.42 «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» Е. А. Алябьева стр.37 |
Декабрь |
Педагог-руководитель кружка (ДДТ) |
Кружок «Глиняная азбука» Наблюдение за работой гончара Мастер-класс по авиа моделированию, экскурсии в ДДТ |
Серия картин Глина, краски, д/и «Кем я буду» |
Январь |
Сотрудник ГИБД |
Мастер-класс «Безопасная дорога» Изготовление дорожных знаков Серия картин Беседа о ПДД Виртуальная экскурсия «И» |
Д/и «Кому, что нужно для работы»
|
Февраль |
Военнослужащий |
Мастер-класс «» Беседа «На параде» конспект
|
Е. А. Шорыгина стр.26 Картина «Военный» Книги «Медали» Д/и «Рода войск» Серия картин |
март
|
Актер, актриса |
Экскурсия в театр С/р игра «Мы- артисты» презентация Рассматривание картин и фото Котласских артистов |
Е. А. Шорыгина стр.8 Д/и «Что главное, а работе?» картины и фото Котласских артистов |
Апрель |
Фермер |
Виртуальная экскурсия «Фермерское хозяйство» Рассматривание серии картин «Доярка», «Хлебороб», «Пчеловод» |
Е. А. Шорыгина стр.82 Картины, муляжи фруктов и овощей Д/и «Вершки корешки», «Угадай по описанию» |
Май |
Портной |
Рассматривание картины «Портной», «Швея», С/р игра «Магазин одежды» Конспект («В мире профессий» стр. 18) |
Е. А. Шорыгина стр.56 Пособие стр.18 Картина «Портной», «Швея»
|
Перспективный план мероприятий по знакомству детей подготовительной группы с профессиями
Месяц |
Профессия |
Содержание работы |
Используемый материал |
Сентябрь |
Преподаватель музыки |
Экскурсия в Гамму Наблюдение за работой преподавателя, беседа Игра на детских муз. инструментах |
Д/и «доскажи словечко», «Придумай мелодию» |
Октябрь |
Кондитер |
Мастер-класс «Сладкая профессия» Беседа
|
Е.А. Алябьева стр. 79 Д/и «мы все умеем» Игра-тренинг «Торт» Д/и «какая бывает начинка» |
Ноябрь |
Машинист тепловоза |
Мастер-класс «Важная профессия» Рассматривание картин «Машинист» Альбом фото |
Д/и «бывает, не бывает» «Новоселье локомотива», «Найди такой же» |
Декабрь |
Электромонтёр |
Проект «Капелька света» Мастер-класс «Да будет свет» Опыты с электричеством |
Д/и «Осторожно – электроприборы» «Телефон», |
Январь |
Штурман |
Виртуальная экскурсия «Штурман на корабле» Рассматривание серии картин |
Д/и «мастерская удивительных профессий» |
Февраль |
Спасатель |
Рассматривание картины «Спасение людей», беседа о работе спасателей |
Т. А. Шорыгина стр. 45 д/и «кому что нужно для работы», «Профессии» |
март |
Косметолог |
Мастер-класс «Хочу быть красивой», С/р игра «кабинет косметолога» Рассматривание фотографий, картин |
Д/и «подбери предметы», «Профессии» «Разрезные картинки» |
Апрель |
Эколог |
Беседа о профессии Презентация «Экологическая катастрофа» Рассматривание картин по теме |
д/и «Кто, что делает?» «Что будет если…» Программа Прошутинской С.С. |
Май |
Модельер |
Мастер-класс «Волшебное превращение» Рассматривание картин «Модный приговор» с/р игра «Ателье» |
д/и «Юный модельер» «Маленький дизайнер» |
Приложение №4.
Дидактическое пособие «Знаю все профессии»
Цель: закрепление и обогащение знаний по теме «Профессии», развитие активного и пассивного словаря, развитие слухового внимания.
Категория детей: средний и старший дошкольный возраст
Пособие выполнено в виде звезды с шестью лучами, на каждом из которых расположена дидактическая игра по теме «Профессии»:
Дидактическая игра: «Отгадай профессию»
Цель:
закрепление знаний детей о предметах, необходимых для работы людей разных профессий.
Описание: Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинку и определить человеку, какой профессии необходимы изображенные на ней предметы. После ответа ребёнка из кармашка убирается картинка с изображением предметов, появляется картинка с изображением профессии.
Дидактическая игра: «Отгадай загадку»
Цель: формирование умения детей отгадывать загадки, ориентируясь на характерные признаки профессий.
Описание: Педагог предлагает ребёнку отгадать загадку. После ответа ребёнка открывается следующая страница с изображением отгадки.
Дидактическая игра: «Кто где работает?»
Цель: обогащение словаря детей глаголами, обозначающими действия людей разных профессий.
Описание: Педагог предлагает ребёнку посмотреть на картинку и рассказать, что делает человек этой профессии.
Дидактическая игра: «Собери картинку»
Цель: формирование умения составлять целое из частей, рассуждать в процессе деятельности, доказывать свою точку зрения.
Описание: Педагог предлагает ребёнку собрать картинку из отдельных частей, ориентируясь на образец.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Цель: формирование умений группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.
Описание: Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинки и определить какая из них лишняя и объяснить, по какому признаку он классифицировал предмет.
Дидактическая игра: «Кому что нужно?»
Цель: закрепление представлений детей о предметах и их использовании в трудовых процессах.
Описание: Педагог предлагает ребёнку выбрать картинку с нужным инструментом для определенной профессии и назвать его.
Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке»
Цель: развитие связной речи по опорной картинке.
Материал может быть полезен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам. Использоваться на занятиях в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей.
Приложение №5.
Сравнительная диагностика
представлений у детей о труде взрослых
на 2018 – 22019
Приложение 6.
Совместная деятельность педагога с детьми старшей группы «Я б в кондитеры пошёл, пусть меня научат!» (с использованием презентации выпечного цеха «Солнышко» г. Котлас)
Программное содержание
- Расширить знания детей о профессии пекаря-кондитера, процессом приготовления кондитерских изделий.
- Познакомить детей с производственным предприятием города Котласа - выпечной цех «Солнышко».
- Воспитывать у детей уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом общественную пользу для горожан.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Дети, давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам, (улыбаются друг другу)
Всем тем, кто живет на нашей планете, (разводят руками в стороны)
«Доброе утро! » - скажем взрослым и детям.
Входит Карлсон.
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Я летал, летал по городу, увидел ваш красивый детский сад и решил залететь к вам в гости. Вы мне рады? Что- то я не вижу… Где же угощение? Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто это? А когда к вам приходят гости, как вы их встречаете? (ответы детей) Как же нам поступить в этой ситуации? (предложение детей угостить гостя).
Карлсон: Да, да! Угостите меня сладостями, я их очень люблю. Ведь я самый лучший в мире «поедатель сладостей». Ребята, а вы любите сладости? (ответы детей) Я, вот люблю больше всего пирожные, печенье и торты. А в вашем городе продаются сладости?
Воспитатель: Конечно, Карлсон! В магазинах и кафе нашего города Котласа можно купить сладости на любой вкус! Карлсон, если ты такой сладкоежка, то скажи нам, пожалуйста, кто же готовит разные пирожные, печенье и торты – люди какой профессии?
Карлсон: Я не знаю. Я никогда об этом не думал? Ребята (обращается к детям), а вы знаете, как называется профессия людей, которые готовят сладости? (ответы детей). Воспитатель: Правильно, кондитер или пекарь-кондитер!
Карлсон: Эта профессия мне незнакома.
Воспитатель: Карлсон! Ты такой взрослый, упитанный мужчина, в самом расцвете сил и до сих пор не знаешь, что это за профессия?
(Дети читают стихотворение о кондитере)
Вкусное пирожное смастерить он может.
И испечь красивый вкусный торт.
Вам из шоколада что-то сделать надо?
Из орехов вылепить цветок?
Всё, что захотите, сделает кондитер.
К радости и взрослых, и ребят –
Пряники медовые, и конфеты новые,
В праздники и в будни делать рад.
Карлсон: Да! Наверное, работать кондитером нелегко. Это же сколько надо уметь всего приготовить!
Воспитатель: Конечно! Эта профессия очень важная, нужная и ответственная. А кондитер – это тот же художник, ведь изготовление кондитерских изделий это кропотливая творческая работа. Усаживайтесь, ребята, поудобнее. И ты, Карлсон, садись. Я вас познакомлю с кондитерами нашего города, которые работают в выпечном цехе «Солнышко». Внимание на экран! (просмотр презентации)
1 слайд - Выпечной цех «Солнышко» находится по адресу: Проспект Мира, дом 40; производит кондитерские изделия и хлебобулочные изделия. В основном предприятие специализируется на выпечке печенья и сухарей. На предприятии трудятся пекари-кондитеры и разнорабочие. Каждый месяц на предприятии изготавливается - 10 тонн печенья. Предприятие работает больше 10 лет.
2 - 4 слайды – Пекарь-кондитер специализируется на изготовлении кондитерских изделий (выпечки, десертов, конфет и т. д.). Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. Кондитер — специалист, обладающий знаниями, навыками приготовления кондитерских изделий и технологией данного процесса. Кондитер должен обладать изысканным вкусом, фантазией и иметь склонность к творчеству. Работа кондитера, как видите, в основном ручная.
Как же изготавливают самые вкусное печенье нашего города Котласа?
Как вы думаете, из каких компонентов готовят печенье? (ответы детей)
Мука, сахар, масло, яйца. Правильно, ребята! Из одной муки вкусного печенья не испечь.
5 слайд - Прежде, чем замесить тесто, муку нужно просеять. Это выполняет специальная машина для просеивания муки.
6 слайд - Затем все компоненты, которые вы назвали, смешивает тестомесильная машина.
7 слайд – Получившееся тесто раскладывают по специальным формочкам.
8 слайд - И ставят выпекаться в большой производственный духовой шкаф на определенное время до нужной температуры.
9 слайд - Затем готовое печенье достают, и оно остывает на специальных стеллажах.
10 слайд - После того, как печенье остынет, его укладывают в пакеты с логотипом выпечного цеха «Солнышко» и оправляют на продажу в магазины нашего города.
11-12 слайды - Попробуйте продукцию выпечного цеха «Солнышко» и она обязательно вам понравится. Ведь она своя, родная, натуральная!
Карлсон: Я подумал, подумал и решил, что хочу стать кондитером, и печь всякие вкусняшки - ну там печенье, пирожное…Но только я не запомнил, из чего их делают.
Воспитатель: Наши дети с удовольствием тебе помогут и найдут те продукты, из которых изготавливают торты, печенье и порожные.
Проводится дидактическая игра «Подбери продукты для торта». Дети выкладывают картинки с продуктами для изготовления тортов и пирожных на магнитной доске. Карлсон: Ура! Справились! Теперь, давайте печь торт!
Проводится пальчиковая игра:
Тесто ручками помнем, - сжимать и разжимать пальчики.
Сладкий торт мы испечем, - прихлопывать ладонями.
Серединку смажем джемом, - круговые движения пальцами по ладони.
А верхушку, сладким кремом, - круговые движения пальцами по ладони.
И кокосовою крошкой, - сыпем «крошку» пальцами обеих рук.
Мы посыплем торт немножко, - пальцы «щепотью».
А потом заварим чай, - круговые движения кистями обеих рук.
В гости друга приглашай! - ладони вверх, сжимать и разжимать пальцы.
Воспитатель: Ну, вот мы и познакомились с профессией кондитера. Каким же должен быть кондитер? (ответы детей) У кондитера должна быть хорошая память, ведь он должен помнить, в какой последовательности готовить блюдо, сколько и какие продукты класть. А еще кондитер должен быть творческим мастером, ведь он не только готовит выпечные изделия, но и украшает их перед подачей на стол. А многие кондитеры придумывают свои рецепты приготовления, и дают им название. У кондитера должна быть всегда чистой одежда и руки.
Воспитатель: Ребята, что нового сегодня вы узнали? А вы хотели бы стать кондитерами?
Карлсон: Теперь я точно решил, что стану кондитером и научусь печь самое вкусное печенье на свете! А чай сегодня пить будем?
Воспитатель: Ребята, приглашайте Карлсона пить чай! (чаепитие с продукцией выпечного цеха «Солнышко»).
Тема НОД: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель занятия: Расширение кругозора и познавательного интереса детей к профессиям.
Задачи:
- Уточнить и обобщить у детей знания о некоторых профессиях, показать значение труда в жизни человека.
- Способствовать развитию лексико-грамматических категорий: словообразование существительных (учит - учитель), построение сложноподчиненных предложений (если,…то…), пересказ описательного рассказа при помощи предложенной схемы.
- Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.
- Определить значимость профессий.
- Поощрять творческие проявления в играх о профессиях и других видах деятельности.
- Знать особенности разных профессий, их атрибуты, уметь группировать профессии по назначению, объединять профессии в одну группу.
- Расширять и активировать словарь по теме.
- Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.
Виды детской деятельности на занятии: коммуникативная, игровая, двигательная
Ресурсный материал: карта мира, демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий, картинки с изображением орудий труда; мыльные пузыри, схемы для составления описательных рассказов; мяч; флажок; альбомы с файлами; предметы для организационного момента –указка, нитки, расчёска, поварешка, бинт. Проектор, презентация.
Планируемый результат:
Дети имеют представления о значимости профессий. |
Умеют группировать профессии по назначению, объединять их в группы. |
Знают особенности разных профессий. |
Ход:
Этап, решаемая задача: |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Примечание |
Мотивационный, подготовительный этап |
|
|
|
1. |
Приветствие |
|
|
2. Определить значимость профессий. |
Беседа. Как называется наша страна? Давайте посмотрим, где находится наша страна на карте мира. Что можно сказать о нашей стране? Какая она? А чтобы страна была богатой, красивой трудятся много людей Что такое профессия? Это основное занятие человека, его трудовая деятельность. А давайте отправимся в Город профессий, где трудятся много людей? Как же нам туда попасть? Полетим в “Город профессий” на мыльных пузырях? Пузыри должны быть большие, а для этого надо потренироваться. Вдохните носом, плечи не поднимайте. Выдыхайте, щёчки не надувайте (4-5 раз). Теперь давайте надуем большие пузыри и на облачке полетим в “Город профессий” (выдуваем на ковре) |
Подходят к карте Россия.
Богатая, красивая, большая.
Дети называют профессии.
Ответы детей
Дети вдыхают носом, надувают мыльные пузыри |
На карте мира отмечен значком «Город Мастеров» (прил. №1)
Пузыри на каждого ребенка. Полотенце для рук. |
Содержательный, деятельный этап |
|
|
|
3. Уточнить и расширить у детей знания о некоторых профессиях, показать значение труда в жизни человека |
Встречает Мастер-Ломастер: - Здравствуйте ребята, что-то у меня ничего не получается, мастера наделали столько предметов, а кому отдать не знаю. Помогите пожалуйста. Игра «Кому что…» - Кому нужны эти предметы? Назовите их, для чего они нужны и положите к нужной картинке. Мастер Ломастер: Я думаю, что… оставил кто? И для чего предмет нужен? и т.д. Молодцы, вы помогли навести порядок в «городе профессий», отдали предметы тем, кому они пригодятся в их работе. Игра «Исправь ошибку» А в городе профессий - Ловко дом возвёл учитель, Учит нас читать строитель. Пишет музыку певец, Шьёт одежду продавец. вывод: молодцы и здесь помогли. Мастер Ломастер: А вот тут у меня еще модели, какие то есть, не пойму никак. а эти модели помогут нам разделить все профессии на группы. Ведь есть профессии военные, строительные, охраны и спасения, обучения и воспитания, творческие, сферы обслуживания, сельские. Вот посмотрите в Городе профессий есть волшебный экран, может он поможет нам во всем разобраться. |
Дети раскладывают предметы к картинкам
Людям разных профессий
Дети поочередно берут предметы, называют, кому они нужны, раскладывают возле картинок с профессиями.
Хором проговаривают название «правильных» профессий |
Предметы: расческа, бинт, указка, поварешка, нитки. Картинки: парикмахер, врач, учитель, повар, швея.
Модели: военные, строительные, охраны и спасения, обучения и воспитания, творческие, сферы обслуживания, сельские
|
4. Знать особенности разных профессий, их атрибуты, уметь группировать профессии по назначению, объединять профессии в одну группу |
Презентация. В нашей стране с благодарностью относятся к труду людей, отмечают различные профессиональные праздники. Какие вы знаете профессиональные праздники? В эти торжественные дни люди получают поздравления, награды, благодарность за свой труд, улыбки и цветы. |
Просмотр презентации «Все профессии важны».
ответы детей |
Модели
Открытки с поздравлениями. |
5.Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий. |
Мастер Ломастер: игра «А, что будет, если…» - повара перестанут готовить пищу? - врачи перестанут лечить людей? - учителя перестанут учить детей? - строители перестанут строить дома? - все водители откажутся сесть за руль? -полицейские перестанут выходить на службу? Вывод: Все профессии важны Все профессии……НУЖН Речевая игра “Назови, кто это?” (воспитатель называет действия) Работает на кране работает на экскаваторе - дрессирует зверей - чинит часы - сваривает металлические конструкции - играет на барабане - играет на баяне - играет на гитаре - играет на пианино - водит такси - лечит больных- строит дома - учит детей в школе воспитывает детей в детском саду - управляет самолетом - чинит водопровод -ухаживает за лесом - ухаживает за садом выращивает овощи доит коров- Вывод Молоды, все правильно назвали. |
По очереди отвечают на вопросы
Называют профессию. Крановщик. |
Мяч
Флажок |
6.Способствовать развитию лексико-грамматических категорий: словообразование существительных (учит-учитель), построение сложноподчиненных предложений (если…то…), пересказ описательного рассказа при помощи предложенной схемы. |
- Мне бы хотелось послушать ваши рассказы - описания о разных профессиях. Пройдите к своим столам. Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий. Вам нужно рассказать о профессии ваших родителей. А чтобы рассказ получился точным и полным вы можете использовать план-схему. Давайте вспомним, что обозначают рисунки на схеме: 1. Рука - что делает человек данной профессии. 2. Треугольник - какие предметы нужны ему для работы. 3.Сердце-какими качествами должен обладать человек данной профессии Образец рассказа: Моя мама подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ей нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Она должна быть внимательной, вежливой, аккуратной. Молодцы, хорошо потрудились. Мне очень понравились ваши рассказы. А какую профессию выбрали бы вы? Что нужно для того, чтобы получить профессию? |
Дети садятся за столы.
Составляют описательные рассказы по плану-схеме
Ответы детей. Хорошо учиться, много знать и уметь, закончить школу, специальное учебное заведение. |
Картинки, план-схема. |
7. Формировать уважения к труду взрослых разных профессий |
Я буду называть слова, и если вы услышали профессию, то должны прыгнуть, а где не профессию хлопнут в ладоши. Слова: дом, продавец, магазин, столяр, мука, повар, самолет, яблоко, воспитатель, карандаш, мельница, строитель, пекарь, прохожий, врач, ножницы, ручка, швея. |
Дети стоят возле стульчиков. |
Физминутка. Стульчики. |
Заключительный этап |
|
|
|
8.Определить значимость профессий. |
Мастер Ломастер: что бы жители города профессии ничего не путали сделайте какую-нибудь напоминалку? Давайте сделаем альбом для Города профессий. А чтобы лучше все запомнить соберем профессии по группам. - Не забывайте, что все профессии важны, все профессии нужны. -Давайте вспомним пословицы о труде. Труд человека кормит, а лень портит. Тот труда не боится, кто умеет трудиться. Терпение и труд всё перетрут. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Мастер Ломастер: А я тоже знаю пословицу, хотите вас научу? Труд кормит, а лень портит. Ребята молодцы! Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше запомнилось? Кем бы вы хотели стать? Улетаем на мыльных пузырях |
Собирают альбом по группам профессий
Дети говорят пословицы |
Два альбома: Профессии, инструменты |
Наблюдение за ближайшими профессиями внутри ДОУ.
Воспитатель беседует с детьми о том, что в детском саду работает много взрослых. Сотрудники детского сада стараются сделать так, чтобы детям было хорошо. Предлагает назвать тех сотрудников, с работой которых дети знакомы. Если дети забыли, воспитатель напоминает детям, задавая вопросы:
- Кто следит за порядком в группе, моет посуду, помогает детям одеваться?
( Помощник воспитателя.)
- Кто готовит детям? (Повара). Кто помнит, как их зовут? (И.О.)
- Кто стирает полотенца, постельное белье? (Работник прачечной.) Как ее зовут? (И.О.).
Знакомство с профессией младшего воспитателя.
Воспитатель беседует с детьми на тему: «Чем занимается помощник воспитателя?». Что она делает и как дети могут ей помочь.
Напоминание что большой помощью няне является работа дежурных, вспоминание с детьми, что должны делать дежурные. Спросить, зачем кроме помощи няне, нужна работа дежурных. Подвести детей к пониманию того, что дежурные заботятся обо всех детях: ведь детский сад похож на семью, а в семье все заботятся друг о друге. Поэтому, когда дети выходят из-за стола и говорят «спасибо», они благодарят не только няню поваров, но и дежурных за их работу.
Наблюдение за трудом помощника воспитателя.
Труд: сервировка стола с помощником воспитателя, полив цветов, влажная уборка.
Рассказ помощника воспитателя о своей профессии, её важности и необходимости в детском саду. Рассматривание посуды и инвентаря для уборки.
Д/и : «Что нужно для работы помощника воспитателя?», «Кому что нужно для работы?», «Оденем куклу на прогулку».
Рассматривание иллюстраций о труде помощника воспитателя. Чтение и пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники», И.Демьянов «Я теперь большая», А.Кузнецова «Кто умеет», Е.Груданов «Наша нянечка».
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Семья».
Знакомство с профессией заведующей детским садом.
Воспитатель продолжает знакомить детей с работой сотрудников детского сада.
- Ребята, сегодня мы пришли на экскурсию к (Ф.И.О.). Вы знаете, кто это? Да, И.О. - заведующая нашим детским садом. Заведующая - значит она самая главная в детском саду. А что она делает? Вы не все рассказали о работе заведующей, поэтому нам сейчас И.О. расскажет нам о своей работе сама.
Экскурсия в кабинет заведующей. Рассказ заведующей детского сада о своей профессии, её важности и необходимости в детском саду. Рассматривание как много папок в шкафу и документов на столе в кабинете у заведующей.
Заключительная беседа в группе.
Знакомство с профессией старший воспитатель.
Воспитатель продолжает знакомить детей с работой сотрудников детского сада. Сначала предлагает вспомнить детям, с работой каких сотрудников детского сада они уже знакомились, где были. Обязательно напоминает, как зовут этих сотрудников, особенно тех, с кем дети встречаются редко.
- Ребята, вы мне назвали очень многих сотрудников детского сада. Но есть еще один сотрудник, которого вы видите очень часто. Он приходит к нам в группу, беседует с вами, смотрит, как вы занимаетесь, а также отмечает вашу посещаемость. Может быть кто-нибудь догадался, о ком я говорю?
-Это Татьяна Владимировна. Она работает в нашем саду старшим воспитателем. Повторите, как называется профессия (повторяют хором). А сейчас мы пойдем в кабинет Татьяны Владимировны и попросим рассказать нам о своей работе.
Экскурсия в кабинет методиста.
Рассказ ст. воспитателя о своей работе и необходимости в нашем саду.
Обсуждение с детьми о значении профессии.
Знакомство с профессией кастелянши и прачки.
Воспитатель продолжает знакомить детей с работой сотрудников детского сада. Сначала просит детей вспомнить, кто о них заботится в детском саду. Что делает заведующая, методист, младший воспитатель.
Затем предлагает пройти по группе.
- Посмотрите, что весит у нас на окнах? (Шторы). А на столах? (Скатерти). А как красиво они сшиты! Вам нравиться? Кто сшил такие красивые скатерти? Давайте пройдем в умывальную комнату. Рассмотрите свои полотенца, что к ним пришито? (Петельки). А какие полотенца чистые кто же это все сделал? Может быть это волшебница? Сегодня я вас познакомлю с этой волшебницей, она работает в нашем детском саду и зовут ее Анастасия Викторовна. Мы сейчас к ней сходим, и она вам расскажет о своей работе.
Экскурсия в кабинет кастелянши и прачки. Рассматривание иллюстраций. Заключительная беседа с детьми в группе.
Для закрепления знаний детей : Д/и «Смотай все нитки в клубок»; Чтение художественной литературы: П.Синявский «Кастелянша», К.Чуковский «Мойдодыр».
Знакомство с профессией кладовщик и повар.
Воспитатель беседует с детьми о работе сотрудников детского сада, предлагает вспомнить тех, о ком они узнали недавно.
- А сегодня мы с вами пойдем на кухню. Кто там работает? (Повара).
-Давайте вспомним как их зовут? (Ф.И.О.)
- Ребята, а подскажите в чем заключается работа поваров? (Приготовление еды).
-Посмотрите сколько здесь посуды и инструментов-помощников. Давайте попросим о них нам рассказать?
Рассказ поваров о своей нелегкой работе, ведь им надо накормить весь садик. Показ инструментов - помощников (мясорубка, комбайн, картофелечистка).
Ребята, но повара бы не смогли работать без одного человека. А кто это, вы сейчас узнаете. (Дети приходят в помещение кладовой).
-Что вы здесь видите? (Коробки, мешки, весы, холодильники).
-Здесь работает Екатерина Сергеевна. Она сейчас расскажет вам о том, для чего все это, о своей работе.
Рассказ кладовщика. Труд: мытье яблок для полдника.
Рассматривание иллюстраций : Д/и «Сварим борщ и компот», «Угадай на вкус», «Принадлежности повара». Чтение художественной литературы: О.Емельянова «Повар», С.Беляева «Спасибо поварам», В. Мирясова «Стихотворение про повара», Лика Разумова «Повар». Настольно – печатная игра «Кем быть?».
Сюжетно-ролевая игра «Ресторан», «Кафе».
Знакомство с профессией медсестра.
Воспитатель продолжает знакомить детей с работой сотрудников детского сада.
-А сегодня мы ребятки с вами поговорим на тему «Если ты заболел».
- Скажите пожалуйста, если вдруг мы с вами съели много мороженого и у нас заболело горло, что нам нужно делать? (Обратиться к врачу).
- Но, невсегда мы можем придти к врачу на прием, вдруг поднялась температура, как же нам быть? (Позвонить в больницу или в скорую по тел. 03).
- Ребята а вы знаете, зачем нужен нам врач? (Лечить, наблюдать, осматривать).
- Правильно, и у нас в саду тоже есть медицинский работник. Вы все ее знаете это Надежда Леонидовна. Она осматривает вас каждый день и делает вам прививки. Давайте сходим к ней и она расскажет нам еще много интересного о своей работе.
Экскурсия в кабинет медицинского работника. Рассказ медсестры о своей профессии, ее важности и необходимости в детском саду. Показ «предметов – помощников».
Рассматривание иллюстраций о труде медицинской сестры. Д/и «Что нужно для работы медсестре», «Можно и нельзя», «Что должно быть в аптечке». Чтение художественной литературы : А.Барто «Мы с Тамарой», «Очки», О.Емельянова «Врач», «Тигр», К.Чуковский «Айболит», Лика Разумова «Доктор», И.Токманова «Мне грустно, я сижу больной».
Д/и: «Угадай профессию по описанию», «Кому что нужно для работы», Игра - соревнование «Подбери признак».
Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукольный доктор».
Знакомство с профессией дворник.
Воспитатель продолжает знакомить детей с работой сотрудников детского сада.
-Ребята посмотрите как на улице красиво, какой замечальный снег падает на землю.
-А как же мы с вами пойдем гулять, ведь там сугробы? Обратите внимание что, на территории детского сада снега нет? Куда он делся? (его почистили).
- Правильно. Но я вас познакомлю еще с одной профессией в нашем саду, это-дворник. Его работа тоже важна и нужна. Ведь без него мы не сможем выйти гулять, он чистит территорию от снега и посыпает ее песком.
- Давайте оденемся на прогулку и скажем дворнику «Спасибо» за его нелегкий труд. Наблюдение за работой дворника во время прогулок. Знакомство с дворником. Рассказ дворника о своей профессии. Знакомство с рабочим инвентарем дворника, его назначением. Труд: расчистка дорожки от снега, посыпание дорожки песком.
Рассматривание иллюстраций «Труд дворника в разное время года». Д/и «Рабочие инструменты дворника», «Что за чем», лото «Профессии». Чтение художественной литературы: С.Севрикова «Про дворника», Лика Разумова «Дворник», пословицы и поговорки о труде.