Координация визуальной, аудиальной и кинестетической модальностей на уроках русского языка. Паншина И.А. учитель начальных классов МОУ «СОШ №7», г. Коряжмы Архангельской обл., 1 квалиф. категория

Задачи исследования:
Научить ребёнка координировать усилия глаз, ушей, рук, интуиции, внутреннего чутья.
2. Помочь ребёнку развивать свои ведущие модальности и запускать механизмы развития слабовыраженных модальностей.
Гипотеза:
Мы предположили, что если хорошо развиты все модальности и возможен свободный перевод информации из одной системы в другую, то такой ребёнок становится более способным в учёбе и в жизни.
Прежде всего мы попытались определить стиль учебной деятельности каждого ученика. В классе оказалось 42% визуалов, 50% кинестетиков и 8% аудиалов. Из них были организованы малые группы.
Следующей нашей задачей было выяснить психофизиологическое место за партой каждого ученика. Оказалось, что аудиалам комфортнее всего на 1 колонке, а визуалы и кинестетики могут эффективно работать лишь на 2 и 3 колонках. При этом визуалы были посажены на первые парты, а кинестетики на последние.
Дальше нам предстояло организовать учебную деятельность с учётом психофизиологических особенностей каждого ученика.
От визуалов можно было требовать быстрых решений. Даже предлагать им быть в роли учителя. Таким ученикам лучше давать всю информацию в схемах, таблицах. Текст учебника они тоже предпочитают читать сами. Работая с ними учитель должен предлагать им описывать цвет, размер, форму, местоположение. Им нельзя запрещать рисовать на листке во время урока. Для них важно освещение рабочего места. Делать замечания визуалам можно в такой форме: покачать головой или погрозить пальцем.
От аудиалов можно требовать немедленного повторения нового материала. Они легко запоминают новые термины. Работая с ними учитель использует вариации голоса. Им нельзя делать замечания, что они издают звуки. А успокаивает их замечание учителя – Ш-ш-ш!
Кинестетикам во время уроков надо было обязательно дать возможность перебирать шарики, чётки, шишки. При этом им очень важно удобство рабочего места, вплоть до того, что при низкой температуре воздуха в помещении они испытывают дискомфорт. Работая с кинестетиками учитель использует жесты, прикосновения. Чем больше преувеличений в материале урока, тем лучше они запоминают. Всю информацию им надо давать в практической деятельности. Их нельзя заставлять сидеть неподвижно. Делать замечания кинестетикам в следующей форме – положить руку на плечо или даже похлопать по плечу.
Что же делать учителю? Ведь если учитель и ученик обмениваются информацией в разных модальностях, то они неточно понимают друг друга. Если же модальности у них совпадают, то доверительные отношения между учителем и учеником выстраиваются автоматически на подсознательном уровне. Таким образом, учитель на уроке должен использовать нейтральные слова, понятные всем модальностям: думать, знать, понимать, помнить, верить, уважать. Учитель обязан обладать гибким стилем преподавания, воздействовать на все сенсорные системы.
Только многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия, и при этом у ребёнка развиваются другие модальности.
За любым действием ребёнка – ответом у доски или с места, выполнением самостоятельной работы, письмом под диктовку – стоит определённая последовательность действий. Поэтому следующей нашей задачей было – обеспечить учащихся такими заданиями, которые бы учитывали их особенности, доставляли им удовольствие и при этом развивали слабовыраженные модальности.
Одно из упражнений – спеллинг. Принято считать, что чем больше человек читает, тем грамотнее он пишет. Но на самом деле грамотность формируется только в том случае, когда глаза во время чтения уходят вверх влево. Учащимся зрительно для запоминания на мгновение предъявляются слова так, чтобы глаза уходили вверх влево. Кратковременный показ карточки позволяет узнать слово, но не прочитать его. Иначе образ слова сформируется и в зрительном, и в слуховом отделах, а ведь произношение и правописание расходятся.
Можно научить детей писать слово на внутреннем экране, глядя вверх влево. Они смотрят на внутренний образ слова, называют его по буквам. Затем можно это слово написать в обратной последовательности, т.е. справа налево. Можно мысленно закрасить слово своим любимым цветом. Можно мысленно расположить слово на каком-нибудь фоне. Если слово длинное, предлагаем детям мысленно уменьшить размер букв, чтобы слово целиком представлялось.
Очень хорошее упражнение для улучшения навыков чтения и письма - рисование восьмёрок. Стоя. Глаза закрытые. Пальцами одной руки провести горизонтальную восьмёрку. При этом закрытыми глазами следить за ней. Затем рисовать другой рукой. Размеры восьмёрки всё увеличивать. Восьмёрка способствует одновременной работе зрительной, слуховой и двигательной зон мозга.
Всем нам хочется, чтобы дети грамотно писали диктанты. А ведь для этого ребёнок должен научиться воспринимать аудиальную информацию и уметь переводить её в свой внутренний план. Грамотнее напишет тот ребёнок, который запомнит предложение и продиктует его себе внутренним голосом. А затем проверит, вернувшись к началу предложения, следя ручкой, быстро проговаривая внутри себя.
Важно научить детей кинестетическому контролю: «Проверь себя на ощущение ошибки». «Что вы почувствовали , когда увидели ошибки в словах: неудобство, рябь в глазах, суету в пальцах правой руки, защемило в животе? Запомните эти ощущения и применяйте при проверке слов».
Делает ребёнка более способным к обучению, развивает ведущие модальности упражнение «Считаем буквы». Называется слово и номера букв из этого слова, которые и надо записать в тетрадь. Например, из слова помидор выпишите 2 и 4 буквы.
Развивают аудиальную модальность и повышают грамотность так называемые заколдованные слова. В словах переставляются слоги таким образом, чтобы слуховое восприятие самого слова не нарушалось, а было очень похожим. Например, мосалёт, толопок, загета. Если же в слове переставить буквы так, чтобы слово не слышалось, то это упражнение будет развивать зрительную память. Например, кожал, слот, коон.
Можно подбирать предложения из 6-8 слов, которые можно было бы чётко разделить на 2 части. Например: На ветках деревьев лежали шапки снега. Учитель читает предложение один раз.
Дети запоминают его. Затем к доске выходят три ученика. Первый ученик повторяет 1-ю часть предложения, второй – 2-ю часть, третий – всё предложение целиком.
Основываясь на четырёхлетнем опыте работы, можно сказать, что у детей в начальной школе редко бывают хорошо развиты все три системы восприятия, переработки и хранения информации. Как правило, ребёнок опирается на одну из трёх, ведущую систему, что и порождает трудности при освоении школьной программы. Зрительно ориентированные дети плохо воспринимают на слух объяснения учителя, аудиалы не могут воспринимать написанное на доске или в учебнике, а кинестетику существующая система образования вообще не предоставляет возможности получать знания доходчивым для него образом. А уровень развития способностей к обучению определяется уровнем развития всех каналов восприятия и переработки информации. Поэтому, чтобы у ребёнка не пропал интерес к учёбе, учитель должен всё время заботиться о том, чтобы предоставляемый учебный материал соответствовал его ведущему каналу. По крайней мере в начальной школе.
Но не каждый раз, особенно непосредственно на уроке, мы можем дать возможность каждому ребёнку работать удобным для него образом. Они будут мешать друг другу. А вот дать учащимся определённую стратегию грамотного письма вполне в силах учителя.
1. Внимательно, буква за буквой, рассмотри слово ( именно рассмотри, а не прочитай, как это принято ).
2. Закрой глаза и вспомни, как это слово было написано на доске или в учебнике, вспомни, каким почерком, цветом, шрифтом.
3. Запиши слово в тетрадь (закрепляют зрительный образ слова кинестетически).
4. Проверь. Если есть ошибки, исправь их ручкой зелёного цвета.
Использование данных упражнений помогает детям грамотнее писать, делает их более способными в учёбе. У них появляется потребность в умственной работе, интерес и желание учиться. Они не боятся выходить к доске.
Для проверки результатов данной методики можно:
1) дать ребёнку новый материал в его модальности;
2) затем он повторяет данный материал в своей модальности;
3) проверить качество усвоения материала опять же в его модальности.
Использованная литература
1. Е.С.Гобова. Понимать детей – дело интересное. – Москва, Аграф, 1997.
2. А.Л.Сиротюк. Нейропсихологическое и психофизиологическое
сопровождение обучения. – Москва, 2003.
3. Статьи из журналов «Здоровье детей». – Издательский дом «Первое
сентября», 2006-2007г.