«Лагерь – территория здоровья». Программа летнего оздоровительного лагеря Авторы программы: Зубова Анна Борисовна- заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Пушкина Ольга Борисовна- учитель ОРКСЭ, руководитель кружка «Полезные привычки» МОУ «Удимская №1 СОШ», д. Куимиха, Котласского района, Архангельской обл.

Пояснительная записка
Значимость летнего лагеря для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Современная концепция раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение. Известно, что каждому ребенку нужен полноценный отдых, ведь от этого зависят его учеба, жизнедеятельность и здоровье. Поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на паталогию, не на проблему и ее следствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья- освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения, первичной профилактики. Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. Чтобы хорошо отдохнуть, набраться необходимых сил и энергии нужно, чтобы каждый ребенок имел право и возможность на свое усмотрение выбирать отдых и досуг, заняться тем, что ему интересно. Поэтому лагерь дневного пребывания на базе МОУ «Удимская №1 СОШ» был открыт под девизом: «Лагерь – территория здоровья».
Цель программы:
· Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период,
· Воспитание личностно и социально компетентных людей.
Задачи:
· Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению ПАВ.
· Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
· Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
Я – концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам)
Умение общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку
Осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
· Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
Принципы:
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- Активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Основные формы реализации программы
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей – это педагогическая система, способствующая развитию ребёнка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремлённости, здорового образа жизни. В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы. Программа предполагает
1. Участниками программы ЛОЛ являются учащиеся школы, педагогические работники.
2. Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 7-15лет
3. Преимущество при зачислении в ЛОЛ с дневным пребывание детей имеют дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, дети-сироты, дети-инвалиды, дети, лишившиеся попечения родителей, дети находящиеся в трудной жизненной ситуации.
4. Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлением родителей или лиц, их заменяющих, оплаты услуг на доставку питания в централизованной бухгалтерии ОУ.
5. Комплектование педагогическими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
6. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностями.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 1,5 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
§ Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
§ Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
§ Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей;
§ Подготовка методического материала для работников лагеря
§ Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребывание детей;
§ Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.).
Организационный этап
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
Организационно – педагогическая деятельность
· Комплектование штата лагеря кадрами;
· Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных отделом образования Чарышского района;
· Совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся;
· Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
· Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Ожидаемые результаты
выполнения программы деятельности лагеря
План проведения мероприятий в лагере с дневным пребыванием детей МОУ «Удимская №1 СОШ»
1 день1. Открытие лагеря. Линейка.
2. «Мой рост, мой вес»;
3. Тренинги“Урокиобщения”
2 день
1.Энергизатор: «Я здоровый потому что …».
2. О санитарно – гигиенических правилах «Друзья Мойдодыра»
3. Ролевые игры “Правила доброты”
3 день
1 Тренинги “Мир моих чувств”,
2.Деловые игры “Учимся быть внимательными”
3. «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
4 день
1. Экологический десант по очистке территории вокруг школы, посвящённый Дню эколога
2. «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»
Тренинг « Как влияет курение на молодой организм».
3. Конкурс рисунков на асфальте « В каждом рисунке солнце»
5 день
1.Поле чудес «Богатыри» по полезным привычкам и здоровому образу жизни
2 Игровая программа по ПДД «Перекресток летних забав»
3. Сказкотерапия
6 день
1.«Правила поведения детей на прогулках и в походах»
Энергизатор «Рука к руке».
2.«Сказка в сосновом бору» игра – путешествие.
3. Тренинги “Мой жизненный выбоор"
7 день
1. Час откровений «Построй свою жизнь без насилия
2. Игра «Мифы и реальность» о наркотиках
3. Тренинги “Уроки общения”
8 день
1. «Школа безопасности» - игровая программа
2.Спортивные состязания «Будущие солдаты»
3. Мастер-класс «Выпуск социальной рекламы»
9 день
1. Конкурс плаката «Своя земля и в горести мила»
2. Шахматно – шашечный турнир
3.«Правила пожарной безопасности»
10 день
1«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
2.«Радостные встречи»- развлекательная программа.
3.Экспресс - опрос «Что такое вредные привычки?»
11 день
1 Выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни,
2. Конкурс «Мисс очарование»
3. Соревнования по пионерболу
12 день
1. День России. День информации «Семья в истории России»
2. «Русские забавы»- игры
3. Выставки творческого самовыражения «Мое хобби»: стихи, сочинения, рисунки, поделки
13 день
1.Час загадок и ребусов о здоровом образе жизни
2, КВН «Здоровая молодежь - здоровая Россия»
3.«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
14 день
1.Библиотечный час
2.Живой театр «Изобрази животное»
Энергизатор «Внутренняя бесконечность».
3. Ролевые игры “Правила доброты”
15 день
1.Поле чудес «Деревья»
2. Тренинги “Учимся быть внимательными”;
3.Спортивный праздник «Веселый стадион»
16 день
1. Развлекательная программа в рамках фестиваля здоровья «Как стать «неболейкой»
2. Беседы с элементами рассуждения «Полезные привычки»
3. Трудовой десант
17 день
1 Работа волонтёрской команды «Мы – за здоровый образ жизни!»
2. Контекстное обучение “Я учусь владеть собой”;
3.«В хороводе были мы»- игровая программа
18 день
1.Митинг «Когда стою у скорбного огня».
2.Конкурс рисунков «Подвигу жить в веках»
3.Закрытие лагеря. Подведение итогов. Награждение
Аналитическая справка по работе ДОЛ «Солнышко»
Оздоровительный лагерь дневного пребывания «Солнышко» осуществлял свою деятельность в МОУ «Удимская №1 СОШ», д. Куимиха, Котласского района, Архангельской области. Смена лагеря – 18 дней, рассчитана на детей 7 – 15 лет, в том числе детей из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации.
Смена лагеря проходила под девизом «Лагерь – территория здоровья». Цель программы - создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, одним из направлений была работа по формированию привычки здорового образа жизни и профилактика работы по использования ПАВ.
Мы решали задачи;
Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению ПАВ.
· Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
Мы считаем, что летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей – это педагогическая система, способствующая развитию ребёнка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремлённости, здорового образа жизни. При реализации программы мы использовали разнообразные формы и методы:
· проведение психолого - педагогических занятий в группах
· индивидуальная и групповая рефлексия
· методы саморегуляции
· упражнения, моделирующие школьные ситуации и способы выхода из конфликтных их вариантов, в том числе имитирующих ситуацию с насильственным предложением употребить ПАВ
· ролевые игры
· энергизаторы
· сказкотерапия
· «мозговой штурм»
· организация массовых мероприятий
· проведение методических занятий с преподавателями
В результате работы лагеря мы создали условия для организованного отдыха учащихся в летний период.
Количество учащихся в школе |
Количество учащихся в лагере |
% от общего количества |
156 |
55 |
35% |
Преимущество при зачислении в ДОЛ с дневным пребывание детей имели
дети из многодетных семей-10 , неполных-10, малообеспеченных семей-9, дети-инвалиды в семье-1, дети, лишившиеся попечения родителей-2, дети находящиеся в трудной жизненной ситуации -2.
Данная работа принесла свои положительные результаты.
Правонарушений подростков, в том числе по использованию ПАВ, находящихся в ДОЛ в летний период не зарегистрировано.
Из числа учеников нашего лагеря создали волонтерский отряд, который продолжает свою деятельность.
Мы приняли участие в областной акции «Нет наркотикам!»
На деревенской площади провели эстафету на роликах и скет борд, в которой приняли участие команды лагеря, а также дети, приезжающие на летний отдых в деревню.
По итогам работы ДОЛ «Солнышко» занял 2 место в конкурсе «За здоровый образ жизни» среди лагерей МО «Котласский муниципальный район».
Опытом своей работы о проведенном мероприятии мы делились на страницах газеты «Двинская правда» от 29 июня 2012 года.