Сайт "Жизнь наша   школьная"          

Главная методическая…

«Лагерь – территория здоровья». Программа летнего оздоровительного лагеря Авторы программы: Зубова Анна Борисовна- заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Пушкина Ольга Борисовна- учитель ОРКСЭ, руководитель кружка «Полезные привычки» МОУ «Удимская №1 СОШ», д. Куимиха, Котласского района, Архангельской обл.

Значимость летнего лагеря для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Современная концепция раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение.

Пояснительная записка

Значимость летнего лагеря для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Современная концепция раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение. Известно, что каждому ребенку нужен полноценный отдых, ведь от этого зависят его учеба, жизнедеятельность и здоровье. Поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на паталогию, не на проблему и ее следствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья- освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения, первичной профилактики. Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. Чтобы хорошо отдохнуть, набраться необходимых сил и энергии нужно, чтобы каждый ребенок имел право и возможность на свое усмотрение выбирать отдых и досуг, заняться тем, что ему интересно. Поэтому лагерь дневного пребывания на базе МОУ «Удимская №1 СОШ» был открыт под девизом: «Лагерь – территория здоровья».

Цель программы:

      · Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период,

      · Воспитание личностно и социально компетентных людей.

Задачи:

·        Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению ПАВ.

·        Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

·        Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

    Я – концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам)

    Умение общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку

    Осознание потребности в получении и  оказании поддержки окружающим.

·        Развитие личностных ресурсов, способствующих  формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. 

    Принципы:

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей опирается на следующие принципы:

1.     Принцип гуманизации отношений –  построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2.     Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3.     Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

4.     Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

       - Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

       - Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

       - Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

       - Активное участие детей во всех видах деятельности.

5.     Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Основные формы реализации программы 

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей – это педагогическая система, способствующая развитию ребёнка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремлённости, здорового образа жизни. В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы. Программа предполагает

·        проведение психолого -  педагогических занятий в группах ·        индивидуальная и групповая рефлексия
·        методы саморегуляции
·        упражнения, моделирующие школьные ситуации, конфликтные их варианты, в том числе имитирующие ситуацию с насильственным предложением употребить ПАВ
·        ролевые игры
·         «мозговой штурм»
·        организация и использование массовых мероприятий
·        проведение методический занятий с преподавателями.
Участники программы

1.     Участниками программы ЛОЛ являются учащиеся школы,  педагогические работники.

2.     Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 7-15лет

3.     Преимущество при зачислении в ЛОЛ с дневным пребывание детей имеют дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, дети-сироты, дети-инвалиды, дети, лишившиеся попечения родителей, дети находящиеся в трудной жизненной ситуации.

4.    Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлением родителей или лиц, их заменяющих, оплаты услуг на доставку питания в централизованной бухгалтерии ОУ.

5.     Комплектование педагогическими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.

6.     Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностями.

Этапы реализации программы

Подготовительный этап

   Этот этап характеризуется тем, что за 1,5 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

§  Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

§  Издание приказа по школе о проведении летней кампании;

§   Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей;

§   Подготовка методического материала для работников лагеря

§   Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребывание детей;

§   Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.).

Организационный этап

   Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

§  Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
§   Запуск программы;
§   Формирование органов самоуправления;
§   Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап

§  Реализация основной идеи смены;
§  Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел. Заключительный этап

§  Подведение итогов смены;
§  Выработка перспектив деятельности организации;
§   Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Содержание программы

Организационно – педагогическая деятельность

·        Комплектование штата лагеря кадрами;

·        Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных отделом образования Чарышского района;

·        Совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся;

·        Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;

·        Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».

Оздоровительная работа

   Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

·         Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
·         Утренняя гимнастика;
·         Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
·         Принятие солнечных и воздушных ванн (в течении всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
·         Организация здорового питания детей;
·         Организация спортивно – массовых  мероприятий и подвижных игр; ·         Проведение психолого- педагогических занятий в группах

Работа по сплочению коллектива воспитанников

  Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:   
- Игровой тренинг «Давайте познакомимся!»;
  - Игры на сплочение коллектива;
Работа по развитию творческих способностей детей
Коллективно – творческие дела ( в соответствие с ежегодным планом):   - Просмотр фильмов, в том числе по пропаганде здорового образа  жизни и профилактике ПАВ
  - Концертно – развлекательные программы  
 - Игры –развлечения, викторины, соревнования
  - Экологические марафоны:   
- Выставки рисунков и поделок
Работа по привитию навыков самоуправления  
 - Выявление лидеров, генераторов идей;  
 - Распределение обязанностей в отряде;
  - Закрепление ответственных по различным видам поручений;   - Дежурство по игровым комнатам, столовой  
 - Организация общественно - полезной работы с детьми (помощь по уборке территорий; полив клумб и др.)
Работа по  этническо – патриотическому воспитанию детей   - Участие  в сельских мероприятиях   
- Конкурс художественного детского творчества (мини-выставка изделий детского декоративно-прикладного творчества: рукотворные игрушки-сувениры, полезные вещи в быту и т.д.);  
 - Посещение музея района;  
 - День памяти – митинг у памятника,конкурс рисунков на бумаге.
 Профилактические мероприятияи мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний периодИнструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности»
«Правила поведения детей при прогулках и походах»
«Правила при поездках в автотранспорте»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«Правила дорожного движения»
«Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»
Беседы, проводимые медицинским работником:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
«Мой рост, мой вес»;
«О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»
«В здоровом теле, здоровый дух»
«Береги здоровье смолоду»

Ожидаемые результаты

выполнения программы деятельности лагеря

· Созданы условия для организованного отдыха учащихся в летний период, в том числе дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей, лишившиеся попечения родителей, детей находящиеся в трудной жизненной ситуации
·  Уменьшение количества правонарушений подростками в летний период
·  Уменьшение факторов риска употребления ПАВ
·  Создание волонтерского отряда.

 

План проведения мероприятий в лагере с дневным пребыванием детей МОУ «Удимская №1 СОШ» 

                                   1 день

1.     Открытие лагеря. Линейка.    

2. «Мой рост, мой вес»;

3. Тренинги“Урокиобщения”                   

 

                                   2 день 

1.Энергизатор: «Я здоровый потому что …».

 2. О санитарно – гигиенических правилах «Друзья Мойдодыра»

 3. Ролевые игры “Правила доброты”

                                   3 день

1 Тренинги “Мир моих чувств”,

2.Деловые игры “Учимся быть внимательными”

3. «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

                                     4 день

1. Экологический десант по очистке территории вокруг школы, посвящённый    Дню эколога

2.  «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»

      Тренинг « Как влияет курение на молодой организм».

3. Конкурс рисунков на асфальте  « В каждом рисунке солнце»      

                                       5 день

1.Поле чудес «Богатыри» по полезным привычкам и здоровому образу жизни

2 Игровая программа по ПДД «Перекресток летних забав»

3. Сказкотерапия

                                          6 день

1.«Правила поведения детей на прогулках и в  походах»

     Энергизатор «Рука к руке».

2.«Сказка в сосновом бору»  игра – путешествие.            

3. Тренинги “Мой жизненный выбоор"                          

                                      7 день

1. Час откровений «Построй свою жизнь без насилия  

2. Игра «Мифы и реальность» о наркотиках

3. Тренинги “Уроки общения”     

                                       8 день

1. «Школа безопасности» -      игровая программа

 2.Спортивные состязания «Будущие солдаты»

3. Мастер-класс «Выпуск социальной рекламы»

                                       9 день

1. Конкурс плаката «Своя земля и в горести мила»

2. Шахматно – шашечный турнир                       

3.«Правила пожарной безопасности»

                                         10 день

1«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»

2.«Радостные встречи»- развлекательная программа.

 3.Экспресс - опрос «Что такое вредные привычки?» 

                                            11 день

1 Выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни,

2. Конкурс «Мисс очарование»

3. Соревнования по пионерболу                   

                                           12 день

 1. День России.  День информации «Семья в истории России»

2. «Русские забавы»- игры

3. Выставки творческого самовыражения «Мое хобби»:  стихи,  сочинения, рисунки, поделки
                                              13 день

1.Час загадок и ребусов о здоровом образе жизни                                 

 2, КВН «Здоровая молодежь - здоровая Россия»

3.«Если хочешь быть здоров – закаляйся!» 

                                              14 день

1.Библиотечный час

2.Живой театр «Изобрази животное»

    Энергизатор «Внутренняя бесконечность».

3. Ролевые игры “Правила доброты” 

                                            15 день

1.Поле чудес  «Деревья»                    

2. Тренинги “Учимся быть внимательными”;
3.Спортивный праздник  «Веселый стадион»
 

                                             16 день

1. Развлекательная программа в рамках фестиваля здоровья «Как стать «неболейкой»

2. Беседы с элементами рассуждения  «Полезные привычки»

3. Трудовой десант 

                                             17 день

1 Работа волонтёрской команды «Мы – за здоровый образ жизни!»

2. Контекстное обучение  “Я учусь владеть собой”;
3.«В  хороводе были мы»- игровая программа   

                                              18 день

1.Митинг «Когда стою у скорбного огня».

2.Конкурс рисунков «Подвигу жить в веках»

3.Закрытие лагеря. Подведение итогов. Награждение

 

Аналитическая справка по работе ДОЛ «Солнышко»

      Оздоровительный  лагерь дневного пребывания «Солнышко» осуществлял свою деятельность в МОУ «Удимская №1 СОШ», д. Куимиха, Котласского района, Архангельской области. Смена лагеря – 18 дней, рассчитана на детей 7 – 15 лет, в том числе детей из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

      Смена лагеря проходила под девизом «Лагерь – территория здоровья». Цель  программы - создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, одним из направлений была  работа по формированию привычки здорового образа жизни и профилактика работы по использования ПАВ.

Мы решали задачи;

Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению ПАВ.

·        Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

Мы считаем, что летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей – это педагогическая система, способствующая развитию ребёнка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремлённости, здорового образа жизни. При реализации программы мы использовали разнообразные формы и методы:

·        проведение психолого -  педагогических занятий в группах

·        индивидуальная и групповая рефлексия

·        методы саморегуляции

·        упражнения, моделирующие школьные ситуации и способы выхода из конфликтных их вариантов, в том числе имитирующих ситуацию с насильственным предложением употребить ПАВ

·        ролевые игры

·        энергизаторы

·        сказкотерапия

·         «мозговой штурм»

·        организация массовых мероприятий

·        проведение методических занятий с преподавателями

     В результате работы лагеря мы создали условия для организованного отдыха учащихся в летний период.   

Количество учащихся в школе

Количество учащихся в лагере

% от общего количества

156

55

35%

 

     Преимущество при зачислении в ДОЛ с дневным пребывание детей имели    

дети из многодетных семей-10 , неполных-10, малообеспеченных семей-9, дети-инвалиды в семье-1, дети, лишившиеся попечения родителей-2, дети находящиеся в трудной жизненной ситуации -2.

Данная работа принесла свои положительные результаты.

    Правонарушений подростков, в том числе по использованию ПАВ, находящихся в ДОЛ в летний период не зарегистрировано.

     Из числа учеников нашего лагеря создали волонтерский отряд, который продолжает свою деятельность.

Мы приняли участие в областной акции «Нет наркотикам!»

На деревенской площади провели эстафету на роликах и скет борд, в которой приняли участие команды лагеря, а также дети, приезжающие на летний отдых в деревню.

     По итогам работы ДОЛ «Солнышко» занял 2 место в конкурсе «За здоровый образ жизни» среди лагерей МО «Котласский муниципальный район».

Опытом своей работы о проведенном мероприятии мы делились на страницах газеты «Двинская правда» от 29 июня 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
     
flexsmm.com
Сайт "Жизнь наша школьная"
© kirolg.ru

+79214919237