Организация учебной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках биологии . Из опыта работы учителя химии и биологии Тихоновой Т. А., МОУ «СОШ №4» г. Коряжма

На современном этапе развития общества огромной проблемой становится увеличение количества детей с психологическими, эмоциональными, физическими расстройствами и отклонениями в развитии. По данным социально-психологических исследований, число учащихся с трудом осваивающих общеобразовательную программу уже составляет 30% от общего количества обучающихся. Современное образование и школа сейчас очень внимательно относятся к таким детям. В современных условиях особенные дети получили возможность не быть изолированными, а обучаться в обычных классах общеобразовательной школы. Структура и содержание образования для детей с ОВЗ имеет свои особенности, и в процессе обучения к ним должны применяться особые методы и формы обучения.
Обучение данных детей должно учитывать их физические и психологические особенности в некоторых моментах должно походить больше на игру нежели на высокоинтеллектуальную подачу материала. Интеллектуальные возможности таких детей сильно отличаются от познавательных возможностей обычных школьников.
Выделяют 8 категорий лиц с нарушениями в развитии:
- Лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
- Лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- Лица с нарушениями речи (дислалия, логопаты, заикание);
- Лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
- Лица с задержкой психического развития (ЗПР);
- Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
- Лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
Хотелось бы поделиться своим опытом работы с такими ребятами. Я являюсь классным руководителем и учителем-предметником в данном классе. В нем трое обучающихся с ОВЗ. Все учащиеся относятся к 7 категории лиц с нарушениями в развитии. Характеристика данной категории - в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; у детей отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии, преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов.
Биология в наше время стала достаточно сложным и замотивированным на успех предметом. Биология как предмет имеет ряд своих особенностей и соответственно сложностей для обучения детей с ОВЗ. Первое, и самое главное, это очень емкий предмет, требующий запоминания большого объема информации. Второе, каждый год идет изучение новых объектов. Третье, большое количество законов, определений и процессов. Как следствие, все программы по биологии составляются с учетом особенностей психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и способствуют их интеллектуальному развитию.
Главная цель обучения детей с ОВЗ биологии дать понимание их окружающего биологического мира и их роли в этом мире.
Биология как учебный предмет для детей с ОВЗ включает разделы: «Природоведение» (5 класс), «Растения, грибы, бактерии» (6 класс), «Животные» (7 класс), «Человек» (8 класс). По этим разделам предусматривается освоение элементарных сведений знаний о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Хотелось бы остановиться на методике обучения предмету Биология (Человек и его здоровье). Учебник, по которому ведутся занятия, авторы В.С. Рохлов и С.Б. Трофимов.
Основные задачи преподавания анатомии для детей с ОВЗ:
- сообщение учащимся знаний о строении их тела и его функционировании.
- Привитие навыков оказания первой помощи
- Формирование экологического воспитания, способствующего укреплению здоровья человека.
- Формирование у учащихся причинно-следственных связей.
- Коррекция недостатков умственного и физического развития.
- Развитие наблюдательности, речи и мышления.
А теперь некоторые методики, которые помогают мне работать с этими особенными ребятами. Психологические особенности не дают им запоминать большие объемы материала, и они не могут проводить подготовку домашнего задания, как обычный ребенок. Следовательно, можно использовать метод «Одного термина». Когда весь класс пишет тестовую работу, например, по теме: «Строение и работа сердца», ребятам я даю задание описать, что такое «сердце» или «клапаны». Им сделать это проще, они умеют концентрировать внимание на значимых вещах. Так же во время начала урока, когда определяются цели и задачи урока, им можно предложить аналогичное задание рассказать в конце урока, например, о «клапанах сердца». Они будут внимательно слушать материал и будут пытаться понять логическую связь между отдельным органом и целым процессом, идущим в организме.
Также использую на уроке табличный метод. Выдаются таблицы, но с упрощенным заданием, например, тема: «Состав и функции внутренней среды организма. Кровь».
Элементы крови |
Выполняемые функции |
Ваше понимание роли этих телец для вашего здоровья |
Эритроциты |
|
|
Лейкоциты |
|
|
Тромбоциты |
|
|
Для выполнения данного задания сначала ребята используют учебник. Цель проста найти выполняемую функцию и записать, но делать они должны это осмысленно и не отвлекаясь, потому что в третей графе им придется своими словами описать, а зачем в их крови находятся данные тельца и чем они им полезны или вредны. Главный аспект этой методики помимо познания своего организма они узнают значимость этих знаний для себя и своего здоровья.
Такие же таблицы могут быть применены в любой другой теме и дополнены.
Система органов |
Органы, входящие в систему |
Какую роль в вашем организме играет эта система |
Пищеварительная системы |
|
|
Выделительная система |
|
|
Дыхательная система |
|
|
Выделительная система |
|
|
Опорно-двигательная система |
|
|
Кровеносная система |
|
|
Органы: сердце, почки, трахея, желудок, артерии, мышцы, мочеточники, вены, кишечник, бронхи, печень, пищевод и т.д. Итоговая таблица формируется с использованием учебника, но такое задание позволяет материал, который давался небольшими дозами, объединить. Это способствует формированию долгосрочной памяти и развитию навыков систематики (органы должны быть простые). В это время можно применять наглядный материал «Открытый макет» и разрешить ребятам в период выполнения задания подходить и смотреть органы. Для этих целей можно использовать и интерактивную доску, где ребята тоже очень любят работать, разделив ее пополам, также можно попросить распределить информацию.
Опыт работы с такой категорией обучающихся убедил меня, что необходимо использовать на уроке большое количество дидактического материала: наглядных пособий и натуральных объектов, например, в теме: «Группы крови» я всегда использую магнитные карточки при решении задач, и эта тема становится очень легко ими воспринимаема, когда они сами могут перемещать эти карточки на доске.
Огромное значение имеют практические и лабораторные работы, их в данном курсе очень много. Есть работы, которые ребята выполняют с огромным удовольствием, например, работа: «Составление меню в зависимости от калорийности». Ребят можно назначить диет-братьями и предложить перечень продуктов, из которых попросить составить меню. Предположим, на три дня. Форма работы групповая. Здесь ребята самостоятельно распределяют между собой обязанности по выполнению части работы и требовательно относятся к выполнению работы другими участниками.
Следующим важным принципом, по моему мнению, является использование большого количества игровых методов и форм. Например, могут быть задания в игровой форме:
1. По сосудам кровь бежит,
Она из клеток состоит.
А клетку звать (……..)!
2. Запомните, детки,
………. - красные клетки!
3. Организм от микробов защитит,
Белая клетка……...
4. …….. - кровавые пластины,
И для всех нас они незаменимы.
Потому что имеют значение,
Для остановки кровотечения.
5. Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки.
Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает,
Кто с анатомией знаком, тому загадки нипочем,
Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.
Пять жетонов соберешь – приз с собою заберешь.
Вмиг связаться с кислородом
Может только он один.
Он «живет» в эритроцитах.
Как зовут? (……..).
Пища в организме расщепляется,
В вещества простые превращается;
Пищи происходит усвоение,
И тому виной... (пищеварение).
К вкусной пище он привык.
Орган вкуса – наш... (….).
Пища попадает в рот.
Глотка, дальше... (……).
Все мы дышим легкими,
Но ей немножко тоже,
Наш теплорегулятор...
О чем здесь речь? О ... (…..).
Этот орган кровь качает,
Орган главный, каждый знает,
А внутри есть клапан-«дверца»,
Что за орган? Это – ... (…).
Повторяем вновь и вновь:
Кислород разносит... (…….).
Его из легких удаляем,
Выдыхаем каждый раз,
Организму он не нужен!
Это – ... (…….).
И совсем наоборот –
Поглощаем... (…….).
Пора и нам, ребята,
Над i расставить точки:
В системе выделения
Важнейший орган – ... (……).
Стоп, микробы! Хода нет!
У меня ... (……..).
Если твердая походка,
И в тетради пишешь четко,
Это кто нам так помог?
За работой... (……..).
Организму он опора,
Но его страшнее нет,
Он в «ужастиках» встречается,
Называется ... (…….).
С таким видом работ, как правило, справляются очень хорошо, но чтобы избегать ситуации неуспешности, всегда прошу работать на карточках карандашом, позже они могут изменить свой ответ на правильный.
Таблицы-шифры (зашифрованные слова из букв) таблицы х-шифры хорошо развивают мыслительную моторику, позволяют организовать различные формы работы.
Например – в данной таблице надо найти все слова связанные с темой «Дыхание»
Задание: найти слова, относящиеся к теме «Дыхание».
а |
н |
к |
о |
е |
т |
г |
к |
а |
е |
з |
т |
л |
о |
г |
р |
о |
р |
а |
с |
р |
а |
е |
у |
ь |
с |
е |
в |
р |
а |
р |
в |
в |
о |
л |
б |
в |
с |
л |
и |
з |
х |
п |
л |
е |
я |
у |
е |
е |
о |
л |
а |
д |
е |
я |
о |
н |
х |
к |
р |
С целью эффективного усвоения учебного материала учащимся с ОВЗ необходимо многократное, поэтапное, частое обращение к «старым» знаниям. Задание на повторение необходимы на каждом уроке. В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приемов: кроссвордов, ребусов, тестов и т.д.
Для облегчения работы учащимся с ОВЗ я использую достаточное количество заданий с опорой на образец, т.е. задания репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. При этом, учебный материал разбирается по учебнику, лишь затем предлагаю выполнить в тетради самостоятельно, по образцу.
Необходимым является усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка. Например, отвечая на вопрос: «как поступите, увидев у человека бьющую сильным фонтаном, ярко-красную кровь», прошу определить последовательность действий при первой помощи.
Данные виды работ помогают мне воспитывать усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, развивает восприятие, повышает интерес ребят к уроку биологии в целом.
Применение вышеописанных методов и приёмов обучения позволяют развивать познавательные универсальные учебные действия у ребенка на уроках биологии, активизировать умственную деятельность обучающихся, формировать понятий и мотивов, развивать самостоятельность и инициативность в процессе обучения.
В результате чего в процессе изучения предмета у детей с ОВЗ создается минимум ситуаций неуспеха, что повышает интерес учащихся как к работе на уроке, так и к биологии как науки в целом.
Литература:
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. 134 с.
- Горлова Н. Гиперактивность современного ребенка: норма или патология? // Коррекционно-развивающее образование. 2009. № 1. С. 53–60.
- Деревянкина Н. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010 Латюшин В. В. О реализации принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания биологии // Биология в школе. 2009. № 3