Сайт "Жизнь наша   школьная"          

Главная методическая…

Организация учебной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках биологии . Из опыта работы учителя химии и биологии Тихоновой Т. А., МОУ «СОШ №4» г. Коряжма

На современном этапе развития общества огромной проблемой становится увеличение количества детей с психологическими, эмоциональными, физическими расстройствами и отклонениями в развитии. По данным социально-психологических исследований, число учащихся с трудом осваивающих общеобразовательную программу уже составляет 30% от общего количества обучающихся.

На современном этапе развития общества огромной проблемой становится увеличение количества детей с психологическими, эмоциональными, физическими расстройствами и отклонениями в развитии. По данным социально-психологических исследований, число учащихся с трудом осваивающих общеобразовательную программу уже составляет 30% от общего количества обучающихся. Современное образование и школа сейчас очень внимательно относятся к таким детям. В современных условиях особенные дети получили возможность не быть изолированными, а обучаться в обычных классах общеобразовательной школы. Структура и содержание образования для детей с ОВЗ имеет свои особенности, и в процессе обучения к ним должны применяться особые методы и формы обучения.

Обучение данных детей должно учитывать их физические и психологические особенности в некоторых моментах должно походить больше на игру нежели на высокоинтеллектуальную подачу материала. Интеллектуальные возможности таких детей сильно отличаются от познавательных возможностей обычных школьников.

Выделяют 8 категорий лиц с нарушениями в развитии:

  • Лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
  • Лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • Лица с нарушениями речи (дислалия, логопаты, заикание);
  • Лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
  • Лица с задержкой психического развития (ЗПР);
  • Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
  • Лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

Хотелось бы поделиться своим опытом работы с такими ребятами. Я являюсь классным руководителем и учителем-предметником в данном классе. В нем трое обучающихся с ОВЗ. Все учащиеся относятся к 7 категории лиц с нарушениями в развитии. Характеристика данной категории - в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; у детей отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии, преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов.

Биология в наше время стала достаточно сложным и замотивированным на успех предметом. Биология как предмет имеет ряд своих особенностей и соответственно сложностей для обучения детей с ОВЗ. Первое, и самое главное, это очень емкий предмет, требующий запоминания большого объема информации. Второе, каждый год идет изучение новых объектов. Третье, большое количество законов, определений и процессов. Как следствие, все программы по биологии составляются с учетом особенностей психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и способствуют их интеллектуальному развитию.

Главная цель обучения детей с ОВЗ биологии ­ дать понимание их окружающего биологического мира и их роли в этом мире.

Биология как учебный предмет для детей с ОВЗ включает разделы: «Природоведение» (5 класс), «Растения, грибы, бактерии» (6 класс), «Животные» (7 класс), «Человек» (8 класс). По этим разделам предусматривается освоение элементарных сведений знаний о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Хотелось бы остановиться на методике обучения предмету Биология (Человек и его здоровье). Учебник, по которому ведутся занятия, авторы В.С. Рохлов и С.Б. Трофимов.

Основные задачи преподавания анатомии для детей с ОВЗ:

  1. сообщение учащимся знаний о строении их тела и его функционировании.
  2. Привитие навыков оказания первой помощи
  3. Формирование экологического воспитания, способствующего укреплению здоровья человека.
  4. Формирование у учащихся причинно-следственных связей.
  5. Коррекция недостатков умственного и физического развития.
  6. Развитие наблюдательности, речи и мышления.

А теперь некоторые методики, которые помогают мне работать с этими особенными ребятами. Психологические особенности не дают им запоминать большие объемы материала, и они не могут проводить подготовку домашнего задания, как обычный ребенок. Следовательно, можно использовать метод «Одного термина». Когда весь класс пишет тестовую работу, например, по теме: «Строение и работа сердца», ребятам я даю задание ­ описать, что такое «сердце» или «клапаны». Им сделать это проще, они умеют концентрировать внимание на значимых вещах. Так же во время начала урока, когда определяются цели и задачи урока, им можно предложить аналогичное задание ­ рассказать в конце урока, например, о «клапанах сердца». Они будут внимательно слушать материал и будут пытаться понять логическую связь между отдельным органом и целым процессом, идущим в организме.

Также использую на уроке табличный метод. Выдаются таблицы, но с упрощенным заданием, например, тема: «Состав и функции внутренней среды организма. Кровь».

Элементы крови

Выполняемые функции

Ваше понимание роли этих телец для вашего здоровья

Эритроциты

 

 

Лейкоциты

 

 

Тромбоциты

 

 

 

Для выполнения данного задания сначала ребята используют учебник. Цель проста ­ найти выполняемую функцию и записать, но делать они должны это осмысленно и не отвлекаясь, потому что в третей графе им придется своими словами описать, а зачем в их крови находятся данные тельца и чем они им полезны или вредны. Главный аспект этой методики ­ помимо познания своего организма они узнают значимость этих знаний для себя и своего здоровья.

Такие же таблицы могут быть применены в любой другой теме и дополнены.

Система органов

 Органы, входящие в систему

Какую роль в вашем организме играет эта система

Пищеварительная  системы

 

 

Выделительная система

 

 

Дыхательная система

 

 

Выделительная система

 

 

Опорно-двигательная система

 

 

Кровеносная система

 

 

Органы: сердце, почки, трахея, желудок, артерии, мышцы, мочеточники, вены, кишечник, бронхи, печень, пищевод и т.д. Итоговая таблица формируется с использованием учебника, но такое задание позволяет материал, который давался небольшими дозами, объединить.  Это способствует формированию долгосрочной памяти и развитию навыков систематики (органы должны быть простые).  В это время можно применять наглядный материал «Открытый макет» и разрешить ребятам в период выполнения задания подходить и смотреть органы. Для этих целей можно использовать и интерактивную доску, где ребята тоже очень любят работать, разделив ее пополам, также можно попросить распределить информацию.

Опыт работы с такой категорией обучающихся убедил меня, что необходимо использовать на уроке большое количество дидактического материала: наглядных пособий и натуральных объектов, например, в теме: «Группы крови» я всегда использую магнитные карточки при решении задач, и эта тема становится очень легко ими воспринимаема, когда они сами могут перемещать эти карточки на доске.

Огромное значение имеют практические и лабораторные работы, их в данном курсе очень много. Есть работы, которые ребята выполняют с огромным удовольствием, например, работа: «Составление меню в зависимости от калорийности». Ребят можно назначить диет-братьями и предложить перечень продуктов, из которых попросить составить меню. Предположим, на три дня. Форма работы групповая. Здесь ребята самостоятельно распределяют между собой обязанности по выполнению части работы и требовательно относятся к выполнению работы другими участниками.

Следующим важным принципом, по моему мнению, является использование большого количества игровых методов и форм. Например, могут быть задания в игровой форме:

1. По сосудам кровь бежит,
Она из клеток состоит.
А клетку звать (……..)!

2. Запомните, детки,
………. - красные клетки!

3. Организм от микробов защитит,
Белая клетка……...

4. …….. - кровавые пластины,
И для всех нас они незаменимы.
Потому что имеют значение,
Для остановки кровотечения.

 

5. Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки.

Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает,

Кто с анатомией знаком, тому загадки нипочем,

Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.

Пять жетонов соберешь – приз с собою заберешь.

 

Вмиг связаться с кислородом

Может только он один.

Он «живет» в эритроцитах.

Как зовут? (……..).

 

Пища в организме расщепляется,

В вещества простые превращается;

Пищи происходит усвоение,

И тому виной... (пищеварение).

 

К вкусной пище он привык.

Орган вкуса – наш... (….).

 

Пища попадает в рот.

Глотка, дальше... (……).

 

Все мы дышим легкими,

Но ей немножко тоже,

Наш теплорегулятор...

О чем здесь речь? О ... (…..).

 

Этот орган кровь качает,

Орган главный, каждый знает,

А внутри есть клапан-«дверца»,

Что за орган? Это – ... (…).

 

Повторяем вновь и вновь:

Кислород разносит... (…….).

 

Его из легких удаляем,

Выдыхаем каждый раз,

Организму он не нужен!

Это – ... (…….).

 

И совсем наоборот –

Поглощаем... (…….).

 

Пора и нам, ребята,

Над i расставить точки:

В системе выделения

Важнейший орган – ... (……).

 

Стоп, микробы! Хода нет!

У меня ... (……..).

 

Если твердая походка,

И в тетради пишешь четко,

Это кто нам так помог?

За работой... (……..).

 

Организму он опора,

Но его страшнее нет,

Он в «ужастиках» встречается,

Называется ... (…….).

С таким видом работ, как правило, справляются очень хорошо, но чтобы избегать ситуации неуспешности, всегда прошу работать на карточках карандашом, позже они могут изменить свой ответ на правильный.

 

Таблицы-шифры (зашифрованные слова из букв) таблицы х-шифры хорошо развивают мыслительную моторику, позволяют организовать различные формы работы.

Например – в данной таблице надо найти все слова связанные с темой «Дыхание»

 

Задание: найти слова, относящиеся к теме «Дыхание».

 

а

н

к

о

е

т

г

к

а

е

з

т

л

о

г

р

о

р

а

с

р

а

е

у

ь

с

е

в

р

а

р

в

в

о

л

б

в

с

л

и

з

х

п

л

е

я

у

е

е

о

л

а

д

е

я

о

н

х

к

р

 

С целью эффективного усвоения учебного материала учащимся с ОВЗ необходимо многократное, поэтапное, частое обращение к «старым» знаниям. Задание на повторение необходимы на каждом уроке. В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приемов: кроссвордов, ребусов, тестов и т.д.

Для облегчения работы учащимся с ОВЗ я использую достаточное количество заданий с опорой на образец, т.е. задания репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. При этом, учебный материал разбирается по учебнику, лишь затем предлагаю выполнить в тетради самостоятельно, по образцу.

Необходимым является усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка. Например, отвечая на вопрос: «как поступите, увидев у человека бьющую сильным фонтаном, ярко-красную кровь», прошу определить последовательность действий при первой помощи.

Данные виды работ помогают мне воспитывать усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, развивает восприятие, повышает интерес ребят к уроку биологии в целом.

Применение вышеописанных методов и приёмов обучения позволяют развивать познавательные универсальные учебные действия у ребенка на уроках биологии, активизировать умственную деятельность обучающихся, формировать понятий и мотивов, развивать самостоятельность и инициативность в процессе обучения.

В результате чего в процессе изучения предмета у детей с ОВЗ создается минимум ситуаций неуспеха, что повышает интерес учащихся как к работе на уроке, так и к биологии как науки в целом.

 

Литература:

  • Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. 134 с. 
  • Горлова Н. Гиперактивность современного ребенка: норма или патология? // Коррекционно-развивающее образование. 2009. № 1. С. 53–60.
  • Деревянкина Н. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010 Латюшин В. В. О реализации принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания биологии // Биология в школе. 2009. № 3

 

 

  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
     
flexsmm.com
Сайт "Жизнь наша школьная"
© kirolg.ru

+79214919237