Подвижные игры младших школьников как средство физического воспитания. Вяткина Ирина Владимировна, педагог доп. образования МОУ «СОШ№7 г. Коряжмы»

В настоящее время отмечаются позитивные изменения в сфере физической культуры и спорта. Укрепление здоровья школьников и оптимизация физического развития – это приоритетные цели системы физкультурного образования и спортивной подготовки. Физическая культура и спорт играют в системе образования важную социальную роль. Для формирования личности учеников начальной школы необходимы определенные благоприятные условия. Успехи физического воспитания учащихся в большей мере зависят от правильного сочетания различных форм занятий и подбора таких средств и методов, которые отвечают требованиям умственного и физического развития младшего школьника и являются неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы, решая образовательные, воспитательные, развивающие и лечебно-оздоровительные задачи, учитывающие требования, предъявляемые к организму детей в этом возрасте.
Разнообразные знания в области физической культуры, приобретаемые учащимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности и жизни, содействуют формированию научного мировоззрения.
Ведущим методом формирования физической культуры в младшем школьном возрасте являются подвижные игры. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда подрастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.» (А.С.Макаренко)
Каждый ребенок всегда ждет начала игры, пусть даже какого-нибудь небольшого, но фрагмента игровой деятельности. Поэтому стараюсь дать детям возможность играть на каждом уроке. Ведь в играх вовлекаются в работу все мышечные группы, развивается опорно-двигательный аппарат, происходит укрепление различных функций и систем организма, формируется правильная, здоровая осанка.
На уроках и во внеурочной деятельности мы с детьми играем в различные подвижные игры. Они могут быть как индивидуальные («Салки», «Ловишка», «Совушка», «Кто дальше бросит», «Волк во рву» и т.п.), в которых вырабатывается упорство, характер, здоровое желание быть лучше, развиваются лидерские качества; так и групповые («Перестрелка», «Мяч капитану», «Гонка мячей, «Защита крепости», «Зайцы в огороде», «Охотники и утки» и т.п.), которые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке.
Кроме того, что подвижные игры оказывают всестороннее развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны, разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, то всегда на выбор есть еще множество других.
Подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.
В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Подвижные игры как средство физического воспитания для младших школьников имеют ряд особенностей. Наиболее характерными для них являются активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывность изменений условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры.
Перед играющими всегда на уроке или занятии ставлю цель – выполнение какой-либо конечной задачи игры, то есть получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.
Выбор игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной перед уроком. Здесь еще учитываю и возрастные особенности детей, их развитие, физическую подготовленность, количество детей.
Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Но их организм еще не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются. Поэтому мы обязательно должны делать паузы для отдыха. Дети 1-2 классов с удовольствием играют в некомандные игры, так как действия в коллективе для них еще сложны. Поэтому они с удовольствием бегают, уворачиваясь от водящего, прыгают, ловят и бросают мячи, соревнуясь между собой. Дети 3-4 классов уже более выносливы, у них улучшаются координационные возможности, быстрота и ловкость, их организм больше приспособлен к физическим нагрузкам, они лучше управляют своим телом. Поэтому им гораздо интереснее играть группами (командами), они соревнуются между целыми игровыми коллективами. Особенно интересно наблюдать за детьми этого возраста на соревнованиях по подвижным играм, ведь здесь мобилизуются все ресурсы организма, улучшается результативность движений, быстрота реакции.
В нашей школе существует уже многолетняя традиция – мы проводим с учащимися начальных классов соревнования по подвижным играм, в которых стараемся задействовать практически всех детей. Игры проводим как групповые (команда на команду), так и индивидуальные (ведущий – от одного класса, играющие – дети другого класса). Ребята очень ждут этих соревнований, готовятся к ним, выбирают команды, которые будут участвовать в той или иной игре. Очень помогает в подготовке к соревнованиям и секция «Подвижные игры», организованная в школе специально для детей начальной школы. На этих занятиях мы с ребятами повторяем и закрепляем игры, с которыми знакомимся на уроках; постепенно усложняем правила некоторых игр. Дети самостоятельно учатся проводить игры; опираясь на свой личный опыт, стараются выработать командную тактику в игре («Перестрелка», «Зайцы в огороде», «Охотники и утки»).
В подвижных играх трудно учесть возможности каждого ученика, его физическое состояние. Поэтому обеспечиваю оптимальные нагрузки, чередую их с отдыхом, небольшими паузами, устраиваю кратковременные перерывы, используя их для разбора ошибок, уточнения правил. Приступая к проведению игры, обязательно учитываю характер предыдущей деятельности (например, после больших физических нагрузок даю игру с меньшей интенсивностью). Нагрузку младших школьников увеличиваю постепенно.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.
Детей надо учить действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети должны воспринимать как закон, сознательное выполнение правил формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
Успех любой игры в значительной мере зависит от её объяснения. Объясняя игру, стараюсь придерживаться следующего плана:
- название игры;
- роль играющих и их место расположения;
- ход игры;
- цель игры;
- правила игры.
Все новые слова и понятия объясняются. Рассказываю кратко, иногда (когда это необходимо), использую показ действий.
Распределение на команды осуществляем:
- путем расчета;
- по назначению капитанов (которые по очереди набирают себе команду из игроков);
- или по моему усмотрению (когда нужно составить команды, равные по силам).
В играх, где нужно выбрать одного водящего, чаще всего используем с детьми считалки. Этот способ выбора очень нравится младшим школьникам. Если играем не один раз, то есть возможность взять результаты предыдущей игры; об этом учащимся сообщаю заранее, чтобы они стремились проявить все необходимые качества для своей победы.
Иногда, когда это необходимо для начала игры, выбираю водящего сама (например, когда дети еще не знают друг друга), при этом объясняю, почему я сделала такой выбор.
Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм.
В обучении подвижным играм стараюсь воспитывать у детей морально-волевые качества; стараюсь укреплять их здоровье, способствовать правильному физическому развитию; содействую формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.
В результате обучения учащиеся знакомятся со многими играми, что позволяет воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с друзьями в свободное время. Переходить от простых игр к более сложным нужно своевременно, чтобы малыши не потеряли интерес к уже известным играм. Богатый игровой опыт может оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр.