Сайт "Жизнь наша   школьная"          

Главная методическая…

Программа кружка «Экознайка» Автор: Кондакова Татьяна Николаевна, МОУ "СОШ № 4" г. Коряжма

Открытие кружка данной направленности определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Поэтому важность преподавания экологических знаний в школе относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

     Цель: становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе.     

Программа кружка «Экознайка»

Автор: Кондакова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

Пояснительная записка

     Открытие кружка данной направленности определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Поэтому важность преподавания экологических знаний в школе относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

     Цель: становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе.     

     Задачи:

1.    Дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы.

2.    Создать условия для расшире­ния экологических представлений младших школьников, форми­руемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.

3.    Развивать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику.

4.    Воспитывать у детей понимание чувства ответственности за свои действия и состояние окружающей природы, вплоть до ограничения своих потребностей, желание участвовать в посильных акциях по защите окружающей среды в ближайшем окружении.

5.    Помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром.

     Прогнозируемый результат: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Программа кружка разработана  для обуча­ющихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академиче­скому часу.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответст­вует требованиям к содержанию образовательных программ до­полнительного образования детей, построена с учетом преемст­венности экологического образования дошкольников и младших школьников, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт обучаю­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

     Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа).

2-й год обучения – «Зеленые страницы»  (34 часа).

3-й год обучения – «Человек – часть экологической системы» (34часа).

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).

      Новизна программы: занятия кружка проводятся в рамках реализации природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята».

Приоритетной особенностью программы является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребенка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.

     Педагогическая целесообразность  программы продиктована отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе. Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства. Предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

     Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.

     Ведущие технологии обучения

     Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

     Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

     Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

     Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

      Планируемые результаты:

Предметные результаты:

ü осознавать ценность природы для человека;

ü оценивать влияние деятельности человека на животных;

ü различать неживое и живое в природе;

ü объяснять приспособленность животных и растений к условиям существования;

ü   знать растения и животных своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые);

ü   знать сроки сбора лекарственных растений, правила заготовки лекарственного сырья;

ü   узнавать изученных представителей животного и растительного мира в природе, на картинках, по описанию;

ü знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;

ü различать положительные и отрицательные влияния человека на животных, устанавливать причинно-следственные связи;

ü   применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

ü знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;

ü оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.

Личностные результаты:

ü понимать необходимость заботливого и бережного отношения к окружающей среде;

ü понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;

ü понимать и принимать самоценность любого организма;

ü знать и выполнять основные правила безопасного поведения в природе и здорового образа жизни;

ü заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

ü учиться решать экологические проблемы родного края;

ü оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

ü развитие морально-этического сознания;

ü оценивать свои достижения на занятии.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

ü понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;

ü замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы;

ü выполнять правила экологически сообразного поведения в природе.

Познавательные:

ü овладеть начальными формами исследовательской деятельности;

ü понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

ü знать основные экологические понятия;

ü осуществлять поиск информации при выполнении заданий;

ü уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса.

Коммуникативные:.

ü учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

ü формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

ü осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

ü высказывать и обосновывать свою точку зрения;

ü слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

     Основные принципы содержания программы: 

ü принцип единства сознания и деятельности;

ü принцип наглядности;

ü принцип личностной ориентации;

ü принцип системности и целостности;

ü принцип экологического гуманизма;

ü принцип краеведческий

     Формы организации дея­тельности: индивидуальная, парная, групповая.

     Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс­ных комнат.

     Формы, способы и средства проверки и оценки результатов

В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.

Входящий контроль: определение уровня компетентностей в виде бесед, практических и творческих работ.

Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, конкурса, самоанализ выполнения творческой работы.

Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.

     Критерии оценки компетентностей

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, проводить исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

 

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

 

Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от обучающегося строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курса, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

1.    Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что_________________________________________________________

2.    Наиболее трудным мне показалось______________________________

3.    Я думаю, это потому, что ______________________________________

4.    Самым интересным было_______________________________________

5.    Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее _____________________________________________________________

6.    Я бы хотел попросить своего учителя_____________________________

Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться и храниться в портфолио ребенка 

Содержание программы

1 класс

Тема 1. Введение (1ч). Знакомство детей с целями и задачами занятий, входная диагностика. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. История охраны природы. Беседа. Загадки. Работа в экологических дневниках. Познавательная игра «Поле чудес».

Тема 2. Дикие животные (19 часов). Знакомство детей с животными леса. Основы обитания животных леса. Образ жизни, питание. Основы классификации и разнообразия  полярных животных. Особенности жизни

и суровые условия существования животных Северного полушария. Красная книга России и Архангельской области.

Практические работы: просмотр видеоматериалов, сообщения, презентации, выставка рисунков, творческих работ.

Тема 3. Пернатые жители (13 часов). Знакомство детей с пернатыми друзьями леса. Основы обитания птиц леса. Образ жизни, питание. Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, наблюдение за поведением птиц. 

Тематическое планирование. 1-й год обучения

 «Знакомые незнакомцы» - 33 час 

№

зан.

Тема занятия

Количество часов

1

1. Введение (1 час) Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

 

2. Дикие животные (19 часов)

19

2

Заяц - «Длинное ухо»

1

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

4

Серый хищник - волк

1

5

Хозяин леса - медведь

1

6

Любознательный зверёк - белка

1

7

Куница - охотник на белок

1

8

Лесной красавец - лось

1

9

Сердитый недотрога - ёж

1

10

Подземный житель - крот

1

11

Всеядное животное — бар­сук

1

12

Бобр-строитель

1

13

Запасливый бурундук

1

14

Соболь - «дорогой» зверёк

1

15

Рысь - родственник кошки

1

16

Хозяин Арктики – белый медведь

1

17

Жители Арктики: тюлень и морской леопард

1

18

Житель Крайнего Севера - морж

1

19

Житель заснеженной тундры – северный олень

1

20

Обобщающие занятие о диких животных «Знай животных своего края»

       1

 

3. Пернатые жители (13 часов)

13

21

Воробей - самая распро­странённая птица на Земле

1

     22

Ворона - «интеллектуаль­ная» птица. Ворон - красивая, умная птица.

1

23

«Золотая птица» — иволга

1

24

Сорока - белобока - «лесная сплетница»

1

25

«Лесной доктор» - дятел

1

26

Соловей - «великий маэст­ро»

1

27

Галка - городская птица

1

28

Загадочная птица - кукуш­ка

1

29

«Пернатая кошка» - сова

1

30

Любимая птица - снегирь

1

31

«Сестрицы-синицы» - са­мые полезные птички Рос­сии

1

32

Наш добрый сосед - скво­рец

1

 33

Обобщающее занятие о птицах своего края.

1


Содержание программы

2 класс

Знакомство обучающихся с миром растений. Разнообразие растений. Растения природных сообществ. Первые наземные растения. Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они? Условия для существования растений. Строение растений. Лист – фабрика энергии. Вегетативное размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян. Растения и химия. Медицина и растения. Влияние человека на растения. Растения – индикаторы. Правила поведения в природе. Природоохранная деятельность человека. Растения, занесенные в Красную книгу России и Архангельской области. Знакомство с особым царством – царством грибов. Сформировать представление о гри­бах как части живой природы; пока­зать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных ве­ществ. Дать представление о строении шля­почных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки.

Практическая деятельность: работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. Определение растений в кабинете. Особенности ухода за разными комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Определение всхожести семян. Посадка семян растений. Исследовательская работа: создание разных условий для их роста. 

Тематическое планирование. 2-й год обучения

 «Зеленые страницы» - 34 часа  

№ зан.

Тема занятия

Количество часов

1.     

Лес — наше богатство! Правила поведения в лесу.

1

2.     

Этажи леса.

1

3.     

Растения леса. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

4.     

Лесные пожары.

Учёный-эколог Франко Тасси и его «10 заповедей друзей леса».           

1

5.     

Растения луга. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

6.     

Растения водоемов. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

7.     

Растения поля. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

8.     

Особое царство - царство грибов. Правила сбора грибов. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

9.     

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

1

10.                        

Растения – опасные сорняки и вредители здоровья человека. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

11.                        

Берёза — символ России. 

1

12.                        

Растения в нашем парке. Что мы знаем о липе? 

1

13.                        

Растения - путешественники. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

14.                        

Что такое насекомоядные растения?

1

15.                        

Удивительные комнатные растения. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

16.                        

«Где цветы, где листья?» Особенности цветения растений.

1

17.                        

Необычные цветы. Цветы в нашей жизни. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

18.                        

Растения-рекордсмены.

1

19.                        

Особенности ухода за разными комнатными растениями.

1

20.                        

Практическая работа: «Пересадка комнатных растений».

1

21.                        

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения). Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

22.                        

Посадка семян растений. Создание разных условий для их роста.

1

23.                        

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

1

24.                        

Кедр. Экскурсия в кедровую рощу.

1

25.                        

Шишки еловые, шишки сосновые. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

26.                        

Удивительные растения моего края.

1

27.                        

Растения  «Красной книги» России.

1

28.                        

Растения «Красной книги» Архангельской области.

1

29.                        

Необычные растения. 

1

30.                        

Первоцветы. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

31.                        

Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

32.                        

«Зелёная» аптека. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

33.                        

Деревья твоего двора.

1

34.                        

Обобщающее занятие «Зеленые страницы».

1

 

Содержание программы

3 класс

Знакомство обучающихся с основными экосистемами Земли и их особенностями. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Экологические кризисы и катастрофы. Особо охраняемые природные территории Архангельской области. Знакомство с профессией лесничего.

Практическое деятельность: изготовление кормушек, оформление листовок,  работа по озеленению школьных рекреаций, конкурс творческих работ,  участие в экологических акциях, проведение лабораторных работ, выходы на природу, выступление агитбригад. 

Тематическое планирование. 3-й год обучения.

 «Человек – часть экологической системы»  - 34 часа. 

№ занятия

Тема занятий

Количество часов

1.

Познавательная беседа «Основные экосистемы Земли и их особенности». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

2.

Устный журнал «Человек – часть экологической системы». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

3.

Экологическое путешествие  «Человек и окружающая среда». (Влияние окружающей среды на здоровье человека). Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

4.

Природоохранная акция по приборке школьной территории «Осенний трудовой десант».

1

5.

Агитбригада «Берегите землю!» (Нарушенная экосистема).

1

6.

Урок – отчет «Я познаю природу» (конкурс исследовательских работ и проектов).

Посвящение в эколята.

1

7.

Урок экологической безопасности «Очистка воздуха и воды». Экскурсия к экологам.

1

8.

Природоохранная акция «Птицы в городе» (сбор корма для птиц).

1

9.

Познавательный час «Экологические кризисы и катастрофы».

1

10.

Особо охраняемые природные территории Архангельской области. Экскурсия в кедровую рощу. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

11.

Акция «Спасем ежиков вместе!» (Сбор использованных батареек).

1

12.

Ярмарка «Жизнь без мусора» (выставка поделок из твердых бытовых отходов, вторичного сырья).

1

13.

Игра-моделирование «Я создаю заповедник».

1

14.

Проект «Зимний сад» (озеленение школьных рекреаций).

1

15.

Практическое занятие «Изготовление кормушек».

Раздача листовок «Покормите птиц зимой».

1

16.

 

Беседа «Профессия – лесничий». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

 

17, 18

Познавательное занятие «Когда я вырасту, я стану лесохимиком». Работа с книгой «Когда я вырасту, я стану лесохимиком», Н. Иволга).

2

19.

Экскурсия на комбинат «От древесины – к бумаге и картону».

1

20.

Интеллектуальная игра «Моя малая родина – город Коряжма».

1

21.

Практическое занятие «Что скрывает талая вода?». Экскурсия в САФУ.

1

22.

Агитбригада «Спасибо природе!» Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

23.

Познавательный турнир «Природа родного края».

Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

24.

Фотоконкурс «Удивительное рядом». Организация экскурсий для воспитанников детских садов и младших школьников.

1

25.

Практическое занятие “Цветочный калейдоскоп” (посадка рассады для цветника школы).

1

26.

Турнир знатоков житейской премудрости (народное творчество о природе).

1

27.

Праздник, посвященный Всемирному дню воды «Кап-кап-кап».

1

28.

Познавательная беседа «1 апреля – Международный день птиц».

Мастер-класс «Птицы» (оригами).

1

29.

Акция «Родному городу – тимуровскую заботу» (благоустройство городской территории совместно с волонтерской организацией «Стрела»).

1

30.

Акция «Сохрани дерево!» - сбор макулатуры.

1

31.

Экскурсия в лесничество г. Котласа «Дадим лесу жизнь».

1

32.

Акция «Чистый двор» (благоустройство школьной территории).

1

33.

Игровое занятие «Аукцион экологических знаний». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

34.

Практическое занятие “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы).

1

 

Итоговое мероприятие (подведение итогов). Поездка в г. Архангельск. Круглый стол, обмен опытом, экскурсии.

 

Содержание программы

4 класс

Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров в разные эпохи развития Земли. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Полезные взаимосвязи природы и человека. Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов. Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. Почва: её состав и свойства. Земные недра и их охрана. Решение экологических задач. Покупки. Экологическая маркировка продукции. Здоровый образ жизни – часть экологической культуры. Энергия. АЭС, ГЭС Энергия Солнца. Альтернативные источники энергии. Взаимоотношения в животном мире. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

Практическое деятельность: участие в акциях, мастер-классах, постановка спектаклей на экологическую тему, выступление агитбригад, участие в проектной деятельности, в праздничных мероприятиях, конкурсах и играх. 

Тематическое планирование. 4-й год обучения.

 «Познавательная экология» - 34 часа. 

№ занятия

Тема занятий

Кол-во ч

1.     

Земля – наш общий дом. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.).

1

2.     

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».

1

3.     

Постановка спектакля на экологическую тему.

1

4.     

Знакомство с рассказами и сказками на экологическую тему (ТРКМ). Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.).

1

5.     

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.).

1

6.     

Энергия. АЭС, ГЭС Энергия Солнца. Альтернативные источники энергии.

1

7.     

Экскурсия «Вычегда – река нашего города». Акция «Сохраним воду!».

1

8.     

Заочная экскурсия «Северная Двина – главная река нашей области».

1

9.     

Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров.

1

10.                        

Акция «Птицы в городе» (сбор корма, подкормка птиц). Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

11.                        

Взаимоотношения в животном мире. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

12.                        

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Викторина «Возьмем под защиту». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

13.                        

Редкие и исчезающие виды растений и животных Архангельской области».

1

14.                        

Экологический проект «Почему нужно защищать природу? Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

15.                        

Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

16.                        

Почва: её состав и свойства. Земные недра и их охрана. Экологическая игра «Войди в природу другом».

1

17.                        

Праздник «Лесной карнавал».

1

18.                        

19 февраля – Всемирный день защиты млекопитающих. День кита. Мастер-класс «Кит» (оригами).

1

19.                        

Конкурс плакатов и листовок «Их нужно спасти!»

1

20.                        

Вечер экологической сказки.

1

21.                        

Экологический турнир «Экологические проблемы».

1

22.                        

Конкурс книжек-малышек на экологическую тему «Животные и растения Архангельской области.

1

23.                        

Выход на природу «Весенний лес – полон сказок и чудес».

Здоровый образ жизни – часть экологической культуры.

1

24.                        

21 марта – Международный день леса.

Встреча с работниками лесной отрасли.

1

25.                        

Мастер-класс «Вторая жизнь упаковки».

1

26.                        

Экологическая игра «В гости к Берендею». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

27.                        

Экологическая игра «Войди в природу другом». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

28.                        

15 апреля – День экологических знаний.

Круглый стол «Пойми язык живой природы».

1

29.                        

Акция «Каждому скворцу – по дворцу» (изготовление скворечников).

1

30.                        

Акция «Чистые берега» (благоустройство берега реки Вычегды).

Раздача листовок «Природа просит помощи!»

1

31.                        

3 мая – День Солнца.

Музыкальная композиция «Солнечный круг».

1

32.                        

15 мая – Единые дни в защиту водоемов.

Конкурс рисунков «Вода вокруг нас».

1

33.                        

Конкурс фотографий «Зеленый уголок моего города».

1

34.                        

Праздник – подведение итогов.

1

 

Список использованной литературы:

                                                    Основная литература

 1.  Александрова Ю.Н. Материалы кружка «Юный эколог» - Волгоград:       Учитель, 2010, 331с.

 2.  Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –  М.: Просвещение, 2010, 119с.

3.  Аверина,  Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

4.  Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.  Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.

6. Данилюк А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –  М.: Просвещение, 2014, 24с.

7. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

8. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,   М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

                           Дополнительная литература

1.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.

2. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.

3.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.

4.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.

5.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.

6.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.

7.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.

8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.  

9. Харчевникова Е.Л. Программа по литературному краеведению «Тропинка»  2001

10.Учебно-методическое пособие «В союзе с природой». Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми, «Илекса», Москва, 1999

                              Литература для обучающихся

1.Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.

2.Плешаков А.А. «Великан на поляне или первые уроки экологической этики». - М.: Просвещение, 2014г.

3. Плешаков А.А. «Зеленые страницы». - М.: Просвещение, 2014г.

4. Плешаков А.А. «От земли до неба». -  М.: Просвещение, 2014г.

  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
     
flexsmm.com
  • линк
  • ros-znak.com
  • евровагонка цена г Екатеринбург
  • domstroiekb.ru
Сайт "Жизнь наша школьная"
© kirolg.ru

+79214919237