"Пути преодоления трудностей при обучении чтению".Кочеваткина Ольга МОУ "Удимская № 1 СОШ"

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир» - писал выдающийся педагог В.А Сухомлинский. Нет необходимости доказывать, что чтение определяет и общее развитие ребенка, для успешности его обучения в школе. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, не успевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладеть учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.
Ежегодная проверка сформированности процесса чтения в 1 - 4 классах в МОУ "Удимская № 1 СОШ" показывает, что детей с нормативной скоростью становится все меньше. При чтении дети допускают различные ошибки: пропуски и замены букв, изменение форм слова, неправильное ударение, искажение слов. Часто встречается «спотыкающееся» чтение, когда ребенок повторяет несколько раз часть слова или слово целиком. Многие ошибки закономерны при формировании чтения и не могут классифицироваться как дислексия. Большое количество ошибок при чтении не дает права диагностировать дислексию. Кроме того, в зависимости от сложности и величины текста характер ошибок меняется, т.е. нельзя говорить о стойкости нарушения. Причинами ошибок при чтении могут быть недостаточная сформированность данного процесса (на первых этапах обучения), педагогическая запущенность, нарушение поведения, отсутствие желания читать и др. В настоящее время большое значение имеют именно социально-педагогические причины. Дети предпочитают не текстовую, а наглядную информацию.
В свободное время ребенка родители не предлагают ему почитать книгу, не читают ему сами, а включают видеоигру или видеофильм. Это приводит к тому, что активный и пассивный словарь ребенка не пополняется словами русского литературного языка, и это одна из причин ошибок при чтении. Чтобы понять смысл слова и фразы, ребенку приходится прочитывать одно и то же слово несколько раз или, пытаясь угадать концовку слова, фразы по ее началу, ученик заменяет одно слово другим, имеющимся в его словарном запасе и сходным по звучанию. Навык чтения формируется постепенно. Ребенок проходит путь от побуквенного чтения до синтетического, на котором овладевает звукобуквенными обозначениями. Он длится в течение добукварного и букварного периода.
Существует много причин, препятствующих навыкам чтения, среди которых можно выделить семь основных: природный темп, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти.
- 1. Природный темп деятельности.
Иногда мы замечаем, что ребёнок медлителен и если темп занятий высок, то не успевает и легко устает. И хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым средством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно измениться. Это означает, что, используя упражнения (многократное прочтение, молния, буксир), возможно увеличить темп чтения.
- Регрессии
Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток – самый распространенный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.
- Антиципация
Антиципация – это смысловая догадка. Не раз я замечала за детьми при чтении, что многие слова, которые они читают, они не дочитывают до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию.
- Артикуляция
Следующей причиной может быть недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата (т.е. артикуляционный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова). Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой. Для работы над артикуляцией использую упражнения с рифмой и ритмом .
- Малое поле зрения
Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество будет воспринято в момент остановки взора.
- Уровень организации внимания.
Роль внимания также велика при чтении, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы.
- Память
Различают четыре типа памяти. В связи с этим устанавливаются связи между элементами материала.
Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Упражнения включаются в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаются учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание.
Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут.
Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:
- увеличить ширину поля зрения;
- уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста; сократить время каждой отдельной фиксации;
- развитие антиципации текста.
Упражнения на увеличения поля зрения
Упражнение 1. Возьмите пирамиду. Глядя в центр на цифру и не двигая глазами по горизонтали, постарайтесь одномоментно увидеть два слога одного слова. Опуститесь на следующую строку и т.д. Найдите предельную строчку, которую вы видите, не двигая глазами. Опять начинайте с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя на цифру, увидеть это слово одномоментно.
ма _ 1 _ ма
ши __ 2 __ ло
ке ___ 3 ___ ды
ре ____ 4 ____ ка
во _____ 5 _____ да
оч ______ 6 ______ ки
ды _______ 7 _______ ня
юб ________ 8 ________ ка
пу _________ 9 _________ ля
ар __________ 10 __________ фа
по ___________ 11 ___________ яс
бу ____________ 12 ____________ сы
пи _____________ 13 _____________ ла
ли ______________ 14 ______________ цо
по _______________ 15 _______________ ле
бо ________________ 16 ________________ ец
яд _________________ 17 _________________ ро
мы __________________ 18 __________________ ло
па ___________________ 19 ___________________ ук
му ____________________ 20 ____________________ ха
Упражнение 2. Слоговые таблицы и таблицы слов. Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений. Лимон, панама. У Оли лимон. У Коли панама.
ли
ма
па
о
ко
на
ка
у
мон
Упражнение на расслабление глаз
Найди в книге страницу сплошного текста. Поверни на 90 градусов и по краям, чуть выше середины, поставь две точки. Медленно, в удобном темпе, переводи глаза от одной точки к другой и обратно, словно следи за маятником. Мысленно старайтесь обращать внимание не на строчки, а на пробелы между ними. Через одну – две минуты наступит расслабление, глаза отдохнуть и можно продолжить занятия.
Упражнения на тренировку восприятия
В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом.
вол (мол мул вол волк столб болт вол тол вот)
мак (маг мак мал смак бак мак лак мак рак гак)
ручка (тучка кучка рубка ручка рюмка речка)
маска (манка марка каска пасха маска маска)
Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.
Каркас карась карат каркать карниз карниз карст
Катер кратер катет катет катион катод каток
Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации
Упражнение 1. Прочитайте ребёнку любое слово из нижней части блока. Попросите ребёнка это слово запомнить и, максимально быстро читая сверху подряд слова, найти его. Как только ребёнок находит, в следующем блоке читайте новое слово.
Упражнение 2. Предложите ребёнку прочитать строчку, повторяя после каждого следующего слова все предыдущие слова. Например: кот, кот – лист, кот – лист – груша, кот – лист – груша – пиджак и т. д. Все предыдущие слова читать максимально быстро, но при этом понимать их значения. Прочитайте ещё два-три раза эту строчку «по кругу», замеряя время.
Развитие антиципации текста
Упражнение 1. На доске написана скороговорка, четверостишие или загадка. После предварительного прочтения учитель убирает окончания некоторых слов и просит восстановить текст. Убираются целые слова, восстановить текст предлагается по памяти.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Карл у Клар… украл коралл…,
Клара у Карл… украл… кларнет.
Карл у ………. украл ……,
Клара у …….. украла ……….
(Тексты брать известные детям)
Упражнение 2. Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.
к-н кино, океан, конь, окно
с-л сила, соль, осёл, село
Упражнение 3. Дописать пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях.
Он сам во всём …
Дверь была …
Сделал дело …
Тише едешь …
Любишь кататься …
Без труда не вытащишь …
Упражнение 4. Прочитать предложения, у которых пропущены окончания слов.
(Тексты брать известные детям)
Репка
По… де… ре… . Вы… ре… бо… - пре… . Ста… де… ре… тя… . Тя… - потя…, вы… не мо… .
По… де… на по… баб… . Баб… за дед… , дед… за реп… : тя…-потя… , вытя… не мо….
Позва… баб… внуч… . Внуч… за баб…, баб… за дед…, дед… за реп…: тя…-потя…, вытя… не мо… .
Клик… внуч… Жуч… . Жуч… за внуч…, внуч… за баб…, баб… за дед…, дед… за реп…: тя…-потя…, вытя… не мо….
Клик… Жуч … кош… . Кош… за Жуч…, Жуч… за внуч…, внуч… за баб…, баб… за дед… , дед… за реп…: тя…-потя…, вытя… не мог… .
Клик… кош… мыш… . Мыш…. за кош…, кош… за Жуч… , Жуч… за внуч…, внуч… за баб… , баб… за дед… , дед… за реп…: тя…-потя… - выт.… реп…!
Заключение
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Развитие качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.
Следовательно, нарушения чтения является распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразные и сложные причины. И только после выявления и устранения этих причин у конкретного ребенка можно работать над развитием скорости чтения.
Литература
- Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. – М. Эксмо, 2009.
2. Дубинина И.В., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Как хорошо уметь читать... Книга для дополнительного чтения в период обучения грамоте. – Воронеж, 2009. - Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2.
- Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма
в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm - Гобова Е.С. «Понимать детей – дело интересное»
- Дмитриева Т.И « Речевая мозаика»
- Калинина И.Л. «учим детей читать и писать».
- Костромина С.Н. « как преодолеть трудности в обучении чтению».
- ОмороковаМ. И «Преодоления трудностей. Из опыта обучения чтению»
- Юделевич Я.Г, Юделевич А.Я. « Как научить ребенка говорить правильно и красиво».