Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников через работу в группах. Паншина И.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 7» г. Коряжмы, 1 квалиф. категория

Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Потому что только через него мы дадим ребенку толчок развития, стремясь научить его учиться, а не превращаться в хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков за щеками. Только через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. П.Ф. Каптерев еще в начале XX века подчеркивал, что «не школа и образование есть основа самовоспитания и самообразования, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать». Отныне на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в предметных областях, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности, причем не просто индивидуальной, а совместной деятельности.
Как показывает опыт, действительно, на протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, необходимо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Я часто задаю себе вопрос, а как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в классе, и в то же время мог оценить свои возможности, научился свободно мыслить? Опробовав многие методы работы с детьми, я остановилась на групповой работе на уроках, которая играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и во всей последующей учебно-воспитательной работе.
Организацию групповой работы мы начинаем с первых дней. Сначала элементарные навыки кооперации осваиваются на внеучебном материале, чтобы не приходилось затем учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Далее просим детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе именно этой группы. Всегда полезно вспомнить и пословицы, в которых речь идет о совместном труде: "Один в поле не воин", "Одна голова хорошо, а две - лучше", "Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось".
Так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределение между детьми обязанностей. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Секретарь – тот, кто записывает (желательно в схемах) всё, что предлагает группа. Выступающий - делает выводы, обобщает сказанное. Но главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
После того, как группы сформированы, создается устав и условные обозначения, которые должны помочь в совместной работе. По принятому уставу положено:не говорить всем сразу; всем смотреть на говорящего (учителя или ученика); реагировать жестами на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял); возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: "Саша, ты не сказал, что…" Ребята сами предлагают условные знаки и рисуют их. Например: прошу тишины, спасите, запутались, просим помощи, эврика.
В самые первые дни обучения ребенка в школе, когда идёт создание коллектива, эмоционально настроенного работать вместе, возможна работа группами на уроках технологии, окружающего мира, где перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока ещё дети плохо знают друг друга, им предлагается разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Даётся задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, но всем вместе. Например, на уроке труда - работа с пластилином, лепим животных. Сначала каждый делает своё животное, а потом еще несколько животных всей группой.
Как же обучить работе в группах? Начинаем с обучения работе в парах. Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание.Например, одну минуту пишем новую букву, смотрим: что получилось? Задание:«Подчеркни самую красивуюбукву. Загляни к соседу и похвали его». Пишем еще минуту. Затем команда: «Стоп. Идем по классу и ищем самую красивуюбукву. Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).Далее учим обсуждению в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их. (Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.)Нужно научить детей и задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному тексту и ответьте на них.)
И только к концу первого полугодия обучаем работе в группах по четыре человека. На этом этапе уже даютсяболее сложные, творческие задания. По окончании работы группа рассказывает, что у них получилось, как выполняли, отвечает на вопросы учителя и детей. На этом этапе очень важно, чтобы группа сама определила вклад каждого.
Как объединить детей в группы?На первом этапе учитель сам распределяет учащихся в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель тоже распределяет сам. В дальнейшем учитель может только назначить организатора. А уже организатор набирает группу и распределяет роли. Часто делаем и так: открытки или листы бумаги разного цвета, или пословицы разрезаем на части и предлагаем детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки, или всю пословицу – получилась группа. Но самый интересный способ создания группы следующий: учитель объясняет цели работы, а учащиеся сами делятся на группы.
Методы обучения в группе самые разнообразные. Наиболее эффективными являются групповая дискуссия и мозговой штурм. Для групповой дискуссии берём такие задания, чтобы была возможность увидеть проблему с разных сторон. Это и задания-ловушки, и задачи, не имеющие решения, и задачи с недостающими данными, а также ситуации открытого незнания. Мозговой штурм уместен, когда необходимо свободное выражение мыслей, что приведёт к появлению множества идей, каким бы странными они не казались.
Чаще всего на уроках используются приёмы «Ручеёк» и «Зигзаг». В «Ручейке» идёт общение детей внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в парах начинается игра. Один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.
Для стратегии «Зигзаг» класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию. Далее ученики с одинаковыми карточками объединяются в группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки. Обсуждают в группе материал, решают, какие сведения представляют особый интерес, готовятпересказ.
Таким образом, учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи. Работа в группе помогает им не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.Идёт приобщение и к важным навыкам жизни - умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого, то есть в полной мере реализуется основополагающий принцип стандартов второго поколения – системно-деятельностный подход в обучении.