Создание развивающей предметно-пространственной среды,обеспечивающей проявление самостоятельности и инициативы ребёнка в условиях реализации ФГОС ДО. Попова Татьяна Николаевна, воспитатель МДОУ Детский сад № 27 г. Котласа

Аннотация: воспитание самостоятельности - неотъемлемое условиереализации ФГОС ДО, что обуславливает определенные требования к деятельности дошкольных образовательных организаций. Создание особой предметно-пространственной среды, позволяющей свободно использовать ее компоненты, легко и гибко ее менять, дополнять или даже создавать - один из путей решения задачи развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, проявление самостоятельности, инициативы, свобода выбора, дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особое значение. Развитие этого качества приводит к развитию личности дошкольника в целом.
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в «Концепции содержания непрерывного образования» (Доронова Т., Виноградова Н., Галигузова Л., 2002 г.) отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС ДО, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни. Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны взрослых, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества при решении возникающих задач. Формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи. Благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности. Как следствие, особо важной становится задача по развитию самостоятельности у дошкольников, имеющих задержку в развитии. В данной статье представлен опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО(п.3.3.4.) и условиями реализации программы «От рождения до школы» развивающая предметно пространственная среда группы проектировалась по следующим принципам:
· насыщенность (соответствует возрастным особенностям детей и специфике группы; обеспечивает активность воспитанников в различных видах деятельности при наличии разнообразия материалов, оборудования, инвентаря в группе),
· доступность(свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности),
· безопасность(оборудование выполнено из натуральных материалов: дерево, ткани; надежно закреплено, практично, безопасно),
· полифункциональность (используются гибкие модули, ширмы, занавесы, стулья),
· трансформируемость(оборудование мобильно, легко снимается, переносится в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей),
· вариативность (многофункционально, обеспечивает свободный выбор),
· рациональность (задействовано все пространство группы, оставляя при этом достаточно свободной площади).
Причиной отставания в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является неправильная организация деятельности детей, ошибки воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. И наоборот, воспитание самостоятельности идет успешно, когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.
Организация практической деятельности ребенка в каждом развивающем центре группы строится по следующему алгоритму:
· ребенок – слушатель (внесение нового оборудования воспитателем, показ действий, знакомство с правилами, техника безопасности)
· ребенок – экспериментатор (ребенок самостоятельно исследует, проигрывает новый материал)
· ребенок – учитель (ребенок вовлекает других детей, возлагая на себя роль обучающего)
· ребенок – творец (ребенок придумывает свою игру на основе полученных навыков).
Функциональным элементом развивающей предметно-пространственной среды в группе, способствующим развитию самостоятельности является экран. Он состоит из нескольких карманов в которых располагаются фото детей и карточки с заданиями. Например, в речевом центре есть экран, где каждый ребёнок получает от логопеда набор заданий в виде картинок – моделей, для отработки артикуляции, звукопроизношения или автоматизации звука. Такой экран имеет ряд преимуществ: во-первых, ребёнку легче распределить свои силы, т.к. он заранее знает объём работы; во-вторых – он может выбрать удобное для него время, а в-третьих – приучает ребёнка к самостоятельности и ответственности.
Экран в спортивном центре предлагает каждому ребенку задать себе программу на день: выбрать спортивный снаряд или вид упражнений, подобрать себе партнера и оценить уровень выполнения. Благодаря экрану осуществляется индивидуальная работа с ребёнком воспитателя по физической культуре, инструктора по плаванию, выполняются рекомендации физкультурного врача.
Современные исследования показали эффективность использования в старших группах специальных внешних наглядных средств, облегчающих ребенку самостоятельное выполнение тех или иных заданий, дающих ребёнку возможность вспомнить, повторить, закрепить полученные знания, проявить инициативу и творчество.
Это способствовало созданию в группе развивающей стены. Пейзаж нарисован масляной краской прямо на стене, а сезонные изменения дети вносят при помощи обойного клея и бумаги. Помимо смены времён года идёт смена речевого материала (в старшей группе еженедельно, а в подготовительной - ежедневно вносятся новые задания, слова, буквы, ребусы, модели, загадки и др.). Помогает развивающая стена и развитию психических процессов (памяти, внимания) - «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди ошибку» и т.д. Для вовлечения родителей в совместный процесс по развитию речевых навыков, появилась «звуковая» дверь, при помощи которой дети могут закреплять пройденный материал, а родители быть в курсе того, какие знания получили дети и как следствие, принимать участие в процессе закрепления нового материала.
Важным качеством личности является познавательная самостоятельность. Для этого в группе создан цент экспериментирования. Он оснащён различными материалами (песок, глина, камни, ракушки, шишки, крупы и т.д.), мини лабораторией, средствами для создания природных зон, наблюдений за природными явлениями. Результаты своих исследований дети отмечают в блокноте экспериментатора.
Одним из средств развития познавательной самостоятельности является дидактическая игра. Она заставляет ребенка думать, предоставляет ему возможность проверить и развить свои способности. Как следствие, созданный интеллектуальный центр богат играми с проверкой. («ЛОГО» планшет, волшебный шнурок, умный карандаш и др.)
Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. В этом ему поможет центр саморегуляции. Здесь ребёнок может снять агрессию при помощи подушки – смайлика; если ему грустно- посмотреть свой семейный альбом; для снятия перенапряжения или возбуждения послушать аудиозаписи (музыку, сказки); для расслабления устроить световое шоу.
Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда, благодаря мягким модулям, многофункциональным ширмам, полифункциональному оборудованию позволяет ребёнку свободно использовать ее компоненты, легко и гибко менять, дополнять или даже создавать среду в зависимости от собственных замыслов. Это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Это способствует реализации задуманного и получению результата, адекватного поставленной цели. Обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Организация процесса формирования самостоятельности расширяет возможности познания, общения, что особенно важно для детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Список литературы:
1. Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). —СПб.: Реноме, 2012. — с. 47-49.
2. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
3.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.
4.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2011.