Стартовый мониторинг предметных, метапредметных и личностных действий. Василевская Т.И. учитель нач.классов МОУ «СОШ №7»г. Коряжма

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет образовательную ситуацию в школе.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.
На первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные.
Цель стартового мониторинга предметных, метапредметных и личностных действий получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
Объекты мониторинга:
1. Универсальные учебные действия младших школьников;
2. Психолого - педагогические условия обучения.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса.
Рассмотрим основные характеристики УУД.
Личностные действия – характеризуют сформированность внутренней позиции школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Регулятивные действия – характеризуют овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение.
Познавательные действия – направлены на формирование умений пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
Коммуникативные действия – направлены на способность учитывать позиции собеседника, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание.
Асмалов А.Г. отмечает, что несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает, их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
Опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое. Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить стартовый уровень сформированности УУД у школьников. В этих целях необходимо проведение стартовой диагностики определения уровня сформированности УУД у первоклассников.
Прослеживать сформированность и динамику развития УУД можно, проводя различные методики и тесты, представленные в педагогической литературе.
Назначение диагностических методик:
- обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;
- выявить индивидуальные различия между детьми.
Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.
Фронтальное и индивидуальное изучение детей осуществляется на второй-третьей неделе октября, когда учитель уже имеет некоторое представление о своих учениках.
Измеряя универсальные действия, осуществляется сбор информации, которая является не только констатирующая, но и ориентирует педагога в причинах возможной несформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.
В своей работе с первоклассниками мною были проведены следующие диагностики:
для определения уровня сформированности личностных УУД:
- для выявления сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения
методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера);
- для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой методика «Лесенка» М.А.Панфиловой ;
- для выявления развития познавательных интересов и инициативы школьника - проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»;
- оценка школьной мотивации (по Лускановой).
для определения сформированности познавательных универсальных учебных действий:
- методика «Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова). Позволяет выявить умение ребёнка различать предметную и речевую действительность;
- проведена диагностика предметных результатов по обучению грамоте и «Методика определения готовности к школе»;
для определения сформированности коммуникативных универсальных учебных действий:
- методика «Рукавички». Данная методика направлена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
для определения сформированности регулятивных учебных действий:
-методика «Рисование бабочки».
Проведена диагностическая работа по занятости детей во внеурочное время, диагностика изучения уровня воспитанности.
Данные диагностические методики позволяют педагогу выявить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к учебной деятельности, увидеть индивидуальные различия между детьми, и в соответствии с результатами диагностики отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД.
В дальнейшем я планирую продолжить проведение методик по сформированности универсальных учебных действий, т.к. УУД определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений и основных видов компетенций учащегося. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Список литературы
1. А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение,2011г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010 г.