Стратегия чтения: факультативный курс «Учимся успешному чтению». Щекина Е.Н. учитель начальных классов МОУ "СОШ № 7 г. Коряжма"

Наша школа в 2014 году включилась в программу «Школа, где процветает грамотность». Учителя школы активно внедряют различные методики и с этого года действует программа факультативного курса «Учимся успешному чтению»
Цель программы:
· мотивировать и формировать интерес к детским книгам, расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг;
· готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Ожидаемые результаты:
Дети - за один год участия в программе:
· больше читают;
· осваивают базовые технологии успешного чтения;
· обретают дополнительное пространство для самореализации;
· принимают участие в нескольких увлекательных массовых детских проектах, включающих игры, творческие конкурсы;
· получат дополнительные образовательные возможности.
Учебно-методический комплекс «Учимся успешному чтению» состоит из следующих компонентов:
1. Учим успешному чтению – методическое пособие для педагогов и родителей, содержит информационный материал по ряду вопросов – каким же должен быть выпускник начальной школы? Что изменилось в облике современного чтения и как к этому следует относиться?
2. Портфель читателя – комплексы дидактических материалов, в состав которых
входят:списки рекомендованной литературы для свободного чтения, творческие, увлекательныезадания для самостоятельной работышкольников.
Методическое сопровождение: «Портфель читателя»
Это личный документ, который выдается каждому ученику:
- помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;
- позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;
- отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения;
Читательский портфель имеет своей целью
* Вдохновить каждого на внимательное отношение к книгам и чтению, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни.
* Улучшить знания и способность оценивать себя как читателя;
* Расширить круг чтения и читательских интересов ребенка.
Структура и содержание.
Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.
Принципы отбора:
- соответствие возрастным возможностям и интересам;
- проверенность многими поколениями читателей;
- отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).
К примеру, список для 2 класса:
«Чиполлино», «Путешествие голубой стрелы» Джанни Родари
«Рикки-Тики-Тави», «Кошка, которая гуляла сама по себе» Редъярда Киплинга
«Чук и Гек» и др. рассказы Аркадия Гайдара
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гуся ми» Сельмы Лагерлёф
«Сказки дядюшки Римуса» Джона Харриса
«Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова
«Две повести о малыше и Карлсоне, который живет на крыше» Астрид Линдгрен
Рассказы о животных Сетона-Томпсона
«Конёк-горбунок» Петра Ершова
Сказки Мамина-Сибиряка
«Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева
Читательский паспорт.
ПОРТРЕТ
В этом разделе ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать о что он любит читать, когда, почему, кто его любимый писатель.
«Копилка читательских открытий» (рабочие материалы) -
Туда ребенок помещает выполненные задания
Экран чтения – таблица, в которой ребенок отмечает сам или с помощью взрослых выполненные задания к этой книге + самооценка.
Итоговое задание.
После прочтения всех произведений «Кулинарное ребенок приглашает в гости на праздничный ужин тех героев книг, которые ему понравились.
Мои достижения
Раздел, в который ребенок помещает свои лучшие работы. Анализирует свои успехи, подводит определенные итоги.
Для родителей.
Читательский портфель ребенка может стать поводом к совместному чтению и обсуждению книги. Поможет родителям лучше понять своих детей, вовремя увидеть и решить возникающие проблемы.
После прочтения книги в классе проходит итоговое занятие в форме: викторины, интеллектуальной игры, в виде проекта.
Хорошее время читать!