Внеурочная деятельность – инструмент творческого развития личности ребёнка, Меньшакова Н.В., МОУ «СОШ №7 г. Коряжмы»

«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца.
Воспитание – не сумма мероприятий и приемов,
а мудрое общение взрослого с душой человека».
В.А. Сухомлинский
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – раннее выявление, обучение и творческое развитие талантливых детей. Именно они являются потенциалом общества, именно они обеспечат его интенсивное развитие. Один из способов пополнения портфеля индивидуальных достижений ученика – участие в интеллектуальных играх, где ребята могут свободно проявлять свои особенности в силу дарования или уникальной личности. Для развития различных способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности.
Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любознательны.
Поэтому я решила организовать в начальной школе массовое и увлекательное, ученическое соревнование – интеллектуальный марафон и интеллектуальные игры по различным направлениям.
Интеллектуальный марафон представляет собой форму внеурочной учебно-воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие школьников. Марафон не требует знания, выходящие за рамки школьной программы, но некоторые задания рассчитаны на общую эрудицию ученика. Они предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. В результате выявляются сильнейшие. Получение результатов своей деятельности с комментариями учителей и членов жюри, а также соотнесение их с результатами других участников способствуют формированию у детей адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учат их брать на себя ответственность за результаты собственной работы.
Школа – это увлекательный мир детства, где ребята учатся, дружат, играют, принимают активное участие в интеллектуальных играх, марафонах, конкурсах.
Дети — это чудо природы. Работа с ними — это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий, Дети очень активные и подвижные, потому что движение имеет важное значение в жизни наших школьников. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка; двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие, уровень функциональных возможностей, физической подготовленности и работоспособности. Для нормального развития и положительного самочувствия ребенок должен не только уметьучиться, но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей есть как бы результат положительного переживания ребенком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил. Основная задача учителя — развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующие значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Если учитель хочет достичь лучшей работы мысли, нужно заботиться о том, чтобы деятельность стимулировалась эмоционально. Эмоциональная сторона не менее важна, чем мыслительная деятельность, а желание учиться, в конечном итоге, помогает формировать личность любознательную и творческую.
Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться Это еще и особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение, отношение к кому-либо или чему-либо. Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было комфортно и - интересно? Учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться — это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Во внеурочной деятельности используется материал, повышающий интерес к интеллектуальным играм, а так же дидактические игры, задания на сообразительность, головоломки, что создает условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся. Стараюсь формировать их средствами занимательности, тесно связанными с изучаемым материалом и врожденной любознательностью младших школьников. Необходимо создавать,для учащихся комфортную и, может быть, даже праздничную атмосферу, четко организовать- работу, проследить за тем, чтобы задания были сформулированы грамотно и понятно.
Проведение интеллектуальных игр расширяет поле применения
интеллектуальных способностей, знаний, умения работать в группе сменного состава, возможность блеснуть своей эрудицией, показать смекалку, умение соревноваться,возможность творчества.
Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
Таким образом, включение игр и игровых упражнений в процесс воспитания и развития позволяет повысить эффективность по сравнению с традиционном обучением и воспитанием, облегчить перенос выработанных коммуникативных умений в реальные жизненные ситуации, повысить уровень произвольности младших школьников в процессе регулирования своих эмоций, сформировать личностные качества, необходимые для успешного общения и творчества.
Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.
Главное – уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Конфуций писал: “Учитель и ученик растут вместе”. Игровые технологии позволяют расти, как учеником, так и учителю.
Поэтому, безусловно, внеурочная деятельность является инструментом творческого развития каждого ребёнка.
«И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Л.Н.Толстой