"Воспитание у детей основ здорового образа жизни с использованием знаний о профессиях" Шукалова С.Л., воспитатель МДОУ “Детский сад общеразвивающего вида’’ №13 «Чебурашка».

«Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя… Во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательскую работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребёнка».
А.В. Сухомлинский
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Что же такое здоровье ?
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболеваний. Такое благополучие в свою очередь обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов.
Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надёжно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке. По данным НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РФ, здоровье детей базируется на четырёх основных критериях:
Øуровень физиологических систем организма;
Øуровень физического развития и его гармоничность;
Øстепень сопротивляемости организма к воздействию вредных факторов.
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремиться к самосовершенствованию. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться. В современных условиях всё ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений, здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Этому искусству должно уделяться как можно больше внимания в образовательных учреждениях. Кроме того, нельзя забывать о том, что сейчас идеально здоровых детей очень немного. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования показали, что за последние 10 лет количество детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а не имеющих таких отклонений, в три раза. Поэтому, проблема оздоровления не кампания одного дня деятельности, а целенаправленная, систематически спланированная работа педагогов и родителей. Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающуюся в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребёнок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь. Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера. Поэтому главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.
По теме «Воспитание у детей основ здорового образа жизни с использованием знаний о профессиях» я работаю 3-й год.
Цель: Сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, уточнить и расширить знания о профессиях людей.
Задачи:
1. Подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными и чуткими к себе;
2. познакомить детей с профессиями людей;
3. воспитывать культурно-гигиенические навыки;
4. заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье;
5. развивать у детей творческие способности.
В своей работе я использую разнообразные формы работы:
экскурсии; беседы; сюжетно - ролевую игру, дидактические игры; динамическую игру; игры–соревнования; игры-обсуждения. Также
инсценировки, эстафеты, конкурсы, опыты, викторины; разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок, проведение праздников; парная и групповая работа, дежурство, совместная работа с родителями. Каждая последующая ситуация начинается с закрепления полученных ранее знаний. Чтобы познакомить детей с профессиями организовывались экскурсии-наблюдения, беседы с людьми разных профессий. Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых я обращала внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на одежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.
Важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых является организация развивающей предметной среды. С этой целью в рамках велась следующая работа: подбор художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями. В ходе совместной деятельности родители оказали помощь в пополнении уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами, дополнительным пошивом специальной одежды. В работе по формированию привычки здорового образа жизни использую литературные произведения. Например, стихи: «Наш доктор» В. Кардашова; «Я сегодня медсестра» Ю. Шигаев; «Доктор Вася»; «Веселый повар»; «Повар детского сада»; «Мойдодыр» К. Чуковского; поговорки, загадки, пословицы, разучивание песен. Художественные образы помогают ребёнку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям.
Была оформлена выставка рисунков «Все профессии нужны, все профессии важны».
В своей работе я использую нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста. Непременное условие - позитивный эмоциональный настрой детей и предупреждение утомления. Использую различные виды массажа, пальчиковые игры, психогимнастику. Использую в работе комплекс закаливания, состоящий из следующих мероприятий: умывание холодной водой рук до локтей, обливание ног; хождение босиком по «дорожке здоровья»; посещение бассейна; ежедневные оздоровительные прогулки с использованием подвижных игр, что является
эффективным средством закаливания организма.
Использую разные виды игр. Увлечённо включаясь в игру, дети предлагают свои варианты, что уже само является началом творчества. Они становятся более активными и уверенными в своих силах, возможностях. В то же время получают первые элементы знаний о самомассаже, о медицинской помощи, которую могут оказать своим товарищам. Это развивает в них чувство доброты, отзывчивость на чужую боль. Опыт показывает, что дети без усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ. В процессе игры дети свободно выражают свои эмоции; они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, которые дают эти упражнения. Здоровье человека все цело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребенка с детства бережно относиться к самому себе, заботиться с самых ранних лет о своем здоровье. Отсюда исходит необходимость создания системы работы в физическом воспитании. Методически грамотный подбор форм работы по физическому воспитанию помогает удовлетворить естественную потребность детей в движении. Это способствует своевременному овладению ими двигательными умениями и навыками. Формируется положительная самооценка, оказывается большое влияние на развитие ума, воспитывается характер, воля, лучше усваиваются знания и закрепляются навыки.
Во время викторин «Витаминный калейдоскоп», «Полезные продукты» дети показали знания, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержаться во фруктах и овощах.
В ходе работы были организованы выставки поделок из овощей «Осенняя фантазия», выставки рисунков «Наше здоровье в наших руках», с привлечением родителей.
Также мы занимаемся зерно-терапией, где дети закрепляют знания о витаминах, в каких они содержатся продуктах, какую роль играют для организма человека, что можно приготовить из зёрен, развивают мелкую моторику рук, создают картины, развивая творческое мышление. Делаем поделки из ниток, где дети непроизвольно делают себе массаж для пальчиков. Мы смастерили игрушки для театрализованных представлений, а на 8 Марта, дети сделали мамам подарки.
Активно помогают формирова- нию представлений о здоровом образе жизни родители воспитанни - ков. В своей группе всю работу с родителями строю на основе диалога взяв за основу принцип партнерства. Следуя этому принци- пу работу веду в разных формах. В группе оформлен журнал «Дневничок-здоровячок», где роди- тели могут познакомиться со следующими статьями: «О правильной осанке», «Лекарственные растения» и т. д.
Проводятся совместные родительские собрания вместе с детьми, где родители и дети закрепляют и обобщают знания о витаминах, в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для организма человека. В честь 23 февраля проводятся «Рыцарские турниры». Родители с огромным желанием принимают участие в спортивных развлечениях, помогают в изготовлении необходимого материала, изготовляют газеты, фото альбома «Путешествие в страну здоровья», делятся своими впечатлениями в тетради отзывов.
Мы участвовали в городских спортивных, театрализованных конкурсах, где получали призовые места.
Литература:
1.«Беседы о здоровье». Т.А. Шорыгина;
2.«Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет». Т.В. Потапова;
3 «Музыкальные сказки для детского сада» Н. Зарецкая;
4. «Оздоровление детей в детском саду». М.Н. Кузнецова;
5. «Энциклопедия для родителей первоклассника».
Сост.: Е.А. Белый, К.Ю. Белая. ООО «Издательство АСТ» 2000г;