Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС Василевская Т.И., учитель начальных классов, МОУ «СОШ №7», г. Коряжма

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы
действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»
Г. А. Цукерман, доктор психологических наук
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Образование должно носить деятельностный характер, направленный на формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие их личностных качеств. Универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) являются одной из самых важных частей федерального государственного образовательного стандарта. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного и успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию освоения, то есть умения учиться. И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос: «Как обучать в новых условиях?»
Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
-применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны;
-соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
- инициирует действия учащихся;
- консультирует и корректирует их действия;
- находит способы включения в работу каждого ученика;
- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий инновационные технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Какие дидактические принципы обеспечивают реализацию технологии деятельностного подхода?
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2)Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3)Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5)Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
2. Использование активных и интерактивных методик;
3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Обучающиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность., системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.
На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.
На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении разнообразных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.
Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности.
Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Какова типология уроков в дидактической системе деятельностного метода?
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1. предъявление контролируемого варианта;
2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1. написание учащимися варианта контрольной работы;
2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Какова структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода ?
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3.Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Каковы основные технологии системно-деятельностного подхода?
Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии.
Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.
Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.
Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.
Каковы особенности технологии продуктивного чтения?
Технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом уроке. Существует единая для всех уроков технология чтения текста, которая включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения. Прогнозирование по названию, имени автора, иллюстрации.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.( Использование приемов понимания текста).
1. Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения. Возвращение к имени автора, названию, иллюстрации. Творческое задание. Обобщающая беседа.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпре-таций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем.
Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Со временем дети присваивают себе алгоритм работы и используют его при самостоятельной деятельности.
Современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся является технологическая карта урока. Приведу пример технологической карты урока в технологии продуктивного чтения.
Технологическая карта урока
Учебный предмет: окружающий мир.
Класс: 3
Тема урока: Греция: наследники Древней Эллады.
Цель: познакомить обучающихся с государством - Грецией.
Планируемые результаты:
предметные: научиться находить и показывать Грецию на карте, называть столицу Греции-Афины, знать основные особенности этой страны, приводить примеры вклада Греции в мировую культуру.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: принимать и выполнять задачу, поставленную учителем;
познавательные УУД: анализировать и извлекать нужную информацию из текстов (в том числе , чтение информации по карте),умение фиксировать отобранную информацию, делать выводы на основе полученной информации;
коммуникативные УУД: работать самостоятельно, индивидуально, в группе; высказывать обоснованные суждения по изучаемому вопросу; учитывать различные мнения.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с текстами для индивидуальной и групповой работы., учебник «Окружающий мир,3 класс» В.А. Самкова.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Этап «Постановки цели и задачи урока» |
|||
Самоопределение к деятельности. |
Организует начало урока. |
Подготовка класса к работе. Настрой учащихся на дальнейшую работу. |
|
Проверка домашнего задания.
|
Организует работу по проверке домашнего задания через задание «Лови ошибку» (работа в паре). Учащимся предлагается текст по изученной на прошлом уроке стране - Норвегии. Проверка ответов в ходе фронтальной беседы |
Знакомство с утверждениями, исправление ошибок (работа в паре).
Обучающиеся проверяют и исправляют свои ответы.
|
|
Целеполагание и мотивационный этап. |
Организует беседу по формулированию темы урока, мотивирует обучающихся на принятие темы в ходе фронтальной беседы. |
Отвечают на вопросы учителя и предполагают тему урока. |
|
Этап «Предтекстовой работы» |
|||
Актуализация знаний.
|
Использует предтекстовую стратегию « Ориентиры предвосхищения» (самостоятельная работа обучающихся с таблицей на карточке Текст№2 по теме «Греция: наследники Древней Эллады») |
Читают суждения (Текст №2) и письменно фиксируют свое отношение по суждению в графе таблицы «До чтения». |
|
Этап «Работы над текстом» |
|||
Изучение нового материала. |
Организует работу по ознакомлению с текстом учебника по теме урока стр.95-97. |
Самостоятельная работа с текстом и таблицей с графой «После чтения». |
|
Этап «Работы над смыслом текста" |
|||
|
Организует работу в группах по проверке ответов графы «После чтения» . |
Обсуждают свои ответы, вносят изменения. |
|
|
Проводит проверку ответов обучающихся в ходе фронтальной беседы. |
Проверяют свои ответы. |
|
Физминутка. |
Организует физминутку. |
Участвуют в физминутке. |
|
|
Организует дальнейшую работу с текстом на страницах учебника 98-99,используя стратегию «Тонкие и толстые вопросы». |
Обучающиеся знакомятся с текстом и формулируют вопросы по содержанию текста. Отвечают на поставленные вопросы. |
|
Этап «Подведения итога» |
|||
Этап подведения итогов. Рефлексия. |
Организует работу по подведению итогов урока. Предоставляет учащимся выполнить задания на выбор: -написание «Синквейна» по теме Греция; -дополни текст. Заслушиваются ответы. |
Обучающиеся выполняют выбранные ими задание, зачитывают свои ответы. |
|
Домашнее задание. |
Задаёт дом.задание: читать урок 51,отвечать на вопросы стр.100-102. |
Записывают домашнее задание. |
|
Каковы особенности системно-деятельностного подхода в начальной школе?
Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая психологические особенности младших школьников:
- дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;
-у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
-дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.
Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя. Если педагог будет учитывать психологические особенности детей, системно-деятельностный подход в начальной школе даст свои позитивные плоды и поможет школьникам приобрести навыки, необходимые для дальнейшего обучения.
Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли : пособие для учителя . –М.: Просвещение, 2010
Итернет-источники:
1. Анисимова Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Интернет-журнал "Эйдос".-2012. -№5.URL:http://www.eidos.ru/journal/ heuristic.htm
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. - URL: http://www.mokpet.ru/index.php/
3.Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
4.Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]:официальныйсайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.
6.https://infourok.ru/doklad-na-temu-sovremenniy-urok-v-kontekste-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-1050525.html