Мультфильмы. Мультфильмы? Мультфльмы!!!! Зубова А.Б. МОУ «Удимская №1 СОШ»

В своей работе я использую показ мультфильмов. Задаю себе вопрос: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребенка? Что выбрать для ребенка: зарубежные или отечественные мультики? Решила разобраться, что может извлечь ребенок из просмотра мультфильма.
Мультипликационные фильмы не случайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим, строить свою модель поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Сильно воздействуя на фантазию, мультфильмы дают детям новые представления, установки и примеры для подражания. И они более действенны, чем наставления и убеждения родителей.
Таким образом, мультфильм - это эффективное средство решения благородных задач воспитания малыша.
А для родителей мультфильмы - это палочка-выручалочка: посадил малыша перед телевизором - и забыл про него на пару часов. Но задумываются ли при этом взрослые, какое влияние оказывают мультики на формирующуюся психику малыша?
Хорошо, если у мамы или папы есть минутка, чтобы прокомментировать малышу сюжет, акцентировать внимание на поступках героя, рассказать, почему поступать так, как в мультике, плохо или, наоборот, хорошо. Это достаточно сделать всего один раз, и потом ребенок уже сам будет рассказывать вам, просматривая этот мультик, где герой поступил не очень хорошо, а где стал исправляться.
Мультфильмы формируют у малыша первичные представления о добре и зле. Но если главные герои мультфильма агрессивны или просто в шутку дубасят друг друга молотками, и у них при этом отлетают головы - представления о жизни формируются соответствующие, искаженные.
Признаки «вредного мультика»
К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены так, что могут иметь опасные для ребенка последствия. Опираясь на мнения современных детских психологов, перечислим несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребенка.
Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причем подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребенком в реальной жизни. Сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера. Более того, регулярный просмотр агрессивных телепередач 8-летними детьми является предвестником совершения ими серьезных уголовных преступлений к 30-летнему возрасту.
Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.
Демонстрируются опасные для жизни ребенка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребенка снижением порога чувствительности к опасности, а значит, потенциальными будущими травмами.
Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя долго ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.
Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению психологов, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребенка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем, неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша.
Некоторые родители стараются вообще не показывать ребенку зарубежные мультики, предпочитая им старые и проверенные отечественные. Но таких мультиков не так уж много. И Чебурашка, и Винни-Пух быстро наскучат современному маленькому зрителю. Поэтому не стоит совсем отказываться от зарубежных шедевров. Просто перед тем, как дать ребенку новый мультик, не поленитесь сами посмотреть фильм.У дошкольников еще не сформирована эмоциональная сфера. Сейчас нередко дети предпочитают смотреть «крутые» западные мультфильмы. Родители думают, что их чадо переросло отечественные мультики про Умку или Чебурашку. А в действительности ему непонятны даже совсем несложные взаимоотношения наших мультяшных героев. На самом деле ребенка не научили правильно воспринимать их поступки и действия.Наши старые добрые мультики направлены на формирование определенных качеств личности. Например, такие как «Золушка», «Чебурашка», «Крошка Енот», «Ежик в тумане» - о ценности семьи, любви и дружбы. «Мама для мамонтенка», «Умка» - о любви к родителям. «Каникулы Боннифация» - забота о младших.
«Каникулы в Простоквашино» - самостоятельность.
Популярные литературные сюжеты знакомых нам с детства сказок очень часто привлекают внимание кинорежиссеров, поэтому фильмы-сказки или мультфильмы «по любимой книжке» всегда пользуются спросом. Однако постарайтесь, чтобы ребенок все-таки познакомился сначала с книгой, и лишь потом смотрел видеоверсию.
И главное, не приносите в жертву семейное общение только потому, что это техническое чудо хорошо умеет развлекать. Никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка с взрослым, в котором он так нуждается.
По мнению детских специалистов...Здоровые дети 3-4 лет могут проводить у телевизора не более 15-20 минут в день. 5-6-летние - максимум 30, младшие школьники - 1-5 часа 2-3 раза в неделю. При этом расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров. Не рекомендуется вообще смотреть телевизор детям до 5 лет, если:
- ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него были судороги при высокой температуре, или черепно-мозговая травма, менингит, энцефалит;
- у ребенка повышенная возбудимость, беспокойный сон, заикание, тики.
Здесь обязательно необходима консультация врача-специалиста.
Как «правильно» смотреть мультфильмы?
Не оставляйте малыша одного при просмотре мультиков. При выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожнее, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, так как через воспроизведение последовательности событий у ребенка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами - хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.
Не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы не можете этого сделать, предложите ему игру или интересный для него вид деятельности, где он может справиться самостоятельно.
Малышам хорошо подходят игры с песком, водой, любыми новыми предметами. А более старшим предложите помочь вам или выполнить самому какое-либо творческое задание: порисовать, рассмотреть новую книжку с яркими картинками. Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой мультфильмов. Разговаривайте с ребенком, формируйте его активную позицию в восприятии увиденной информации. Можно по-разному оценивать телевидение, но если дети не смогут его смотреть, то они будут себя чувствовать ущербными в сравнении со своими сверстниками. Подберите для просмотра фильмы и мультфильмы, которые не только развлекают, но и учат.
Используйте видеомагнитофон, диски с записями, чтобы смотреть фильмы всей семьей. И очень важно запомнить, что никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка со взрослым, в котором он так нуждается.
От нас, взрослых, зависит будущее наших детей.