Современные здоровьесберегающие технологии- неотъемлемая часть обучения и воспитания подрастающего поколения.Новикова Александра Германовна, учитель иностранного языка МОУ « СОШ №7»

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и
здоровым». Ж.-Ж. Руссо
Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для страны, чем здоровье подрастающего поколения. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная гармония, доброжелательные, спокойные отношения с людьми и самими собой.
Здоровье школьника в значительной мере зависит от условий обучения и воспитания.
К сожалению, последние события, связанные с пандемией требуют особо тщательных мер соблюдения мер предосторожности, как к организации пространства, так и к проведению санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Кроме того, современные исследования обнаруживают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз.
К наиболее часто встречающимся болезням учащихся относятся заболевания глаз, костно-мышечной ткани, органов пищеварения, психические нарушения.
Причинами могут являться - плохая экология, вредные привычки, социально-экономические условия, все возрастающие учебные нагрузки, интенсификация учебного процесса, ранее начало обучения, неспособность
адаптироваться к нагрузкам, а вследствие этого, снижение иммунитета и рост количества заболеваний.
В сложившейся ситуации, а также в связи с внедрением ФГОС здоровьесберегающие образовательные технологии, несомненно, должны стать одним из приоритетных направлений деятельности педагога.
Укрепление физического и духовного здоровья в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно быть неотъемлемой частью обучения и воспитания подрастающего поколения, о чем говорится в одном из требований к результатам, а именно, о важности установки на безопасный и здоровый образ жизни учащихся.
«Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ Москва, 2011)
Формирование здоровьесберегающих образовательных технологиий, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья является составляющей частью внедрения ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является приоритетным направлением национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».
«Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.»
«…важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.» Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)
Применение здоровьесберегающих технологий на всех уроках, а в частности, английского языка имеет важное значение. Английский язык относится к наиболее сложным, требующим больших умственных затрат предметам. Самое важное, чему должны научиться школьники –это общение на изучаемом языке. Это возможно, только усвоив много нового лингвистического материала ( запомнить лексические единицы, грамматические структуры, приобрести необходимые произносительные
навыки). На занятиях учащимся необходимо развивать произносительные навыки, пытаться общаться на языке, развивать навыки орфографии, овладеть навыками чтения и работы с текстом, письма, аудирования, умения анализировать и делать выводы.
Поэтому главной задачей должно стать обеспечение комфортной и располагающей к усвоению новых знаний обстановки и создание положительной мотивации на уроке, а также применения здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе
(отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и
рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от
неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС-сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные. Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий: отсутствие назидательности и авторитарности; элементы индивидуализации обучения; наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников; интерес к учебе, желание идти на занятия; наличие физкультминуток; наличие гигиенического контроля.
Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?
Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен:
Воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, вызывать у них позитивную самооценку.
Урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:
1.Выполнение требований СанПиН,
2 Соблюдение этапов урока,
3 Сочетание методов групповой, парной и индивидуальной работы,
4 Использование интерактивных методов,
Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:
оптимальная плотность урока, индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени,
чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с
учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п., оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Приоритетным направлением деятельности преподавателей является использование современных личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий:
1)Технология современного проектного обучения.
2)Технология развивающего обучения. (Л.В. Занков)
3)Технология воспитания экологической культуры.
4)Технология уровневой дифференциации.
5)Технология деятельностного подхода.
6)Технология интеграции в образовании.
7)Информационно-коммуникативные технологии.
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка - задача особой важности для всех преподавателей иностранного языка. Очень важно использовать, разные методики, технологии, приемы введения, закрепления и применения материала в разных видах деятельности с учетом того, чтобы дети с аудиальной, визуальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо освоили материал.
Игровые технологии на разных этапах овладения материалом являются одним из способов эмоциональной разрядки обучающегося, снятия напряжения и служит мотивацией в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.
По мнению психолога А.А. Леонтьева, мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть всесторонне представлена в учебной деятельности.
Д. Б. Эльконин полагает, что игра выполняет четыре важнейших для человека функции: средства развития мотивационной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство произвольного поведения.
Игра является одним из самых действенных инструментов преподавания,
активизирующей мыслительную деятельность учащихся. Это мощный стимул к овладению языком.
Рассмотрим основные моменты: «Структура современного здоровьесберегающего урока».
Начало урока строится для рефлексии (есть ли вопросы по домашнему заданию, все ли было понятно ) и организуется как актуализация знаний по теме урока.
Основная часть содержит наиболее значимый для данного урока материал.
Заключительная часть урока планируется для подведения итогов и рефлексии изученного.
Целью подведения итогов урока является осмысление- что понял, что нужно доработать. Создание эмоциональной положительной атмосферы, сочетание разных видов работы, неутомляющих обучающихся является важным фактором здоровьесбережения на уроках.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что учитель должен учитывать особенности каждого возраста и использовать личностно-ориентированный подход к детям, обязательно включать в структуру урока динамические игры и паузы.
И.П. Павлов считал, что человеку необходимо движение, чтобы закончить мысль. Большому количеству упражнений можно придать игровой или деятельностный оттенок. Например, на расслабление глаз использовать структуру: « These flowers are blue, those flowers are yellow» и следовать движением глаз за близкими и удаленными предметами.
Мы можем на кончик указки прикрепить изображение бабочки и предложить детям проследить за ее движением: «I can see the butterfly, it is flying in the sky…»
Используемые на уроках скороговорки-«A black cat sat in a hat, in a hat sat a black cat»- и упражнения дыхательного характера, позволяют расслабить статическую позу у учащихся и вместе с физкультминутками снимают утомление и переутомление. Многие разделы наших УМК позволяют вносить разнообразие в учебный план, например, темы, куда можно включить инсценировки, песни, аудио и видео файлы делают урок более живым и зрелищным, что также способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости. Кроме того, имеется достаточно интернет-ресурсов, которые можно использовать, чтобы разнообразить урок, например, LearningАpps.org предлагает множество различных упражнений для учителя любого предмета. Учащимся можно предложить выполнить задание на уроке или послать ссылку для выполнения задания дома.
Совместными усилиями учителей и родителей следует добиваться ответственности школьников за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, так как только совместными усилиями можно получить необходимые результаты. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья детей.