"Что вызывает смех в народной сказке". МОУ "СОШ № 7" г. Коряжма, учитель Кириогло О.Л.

С Цель: познакомить с кумулятивной сказкой и особенностями её построения, научить детей видеть признаки волшебной сказки и уметь отличить волшебную сказку от бытовой.
Задачи:
- развивать внимание, память, культуру речи, наблюдательность, любознательность, зафиксировать выводы в виде морали;
- учить делать обобщения при изучении новой темы;
-воспитывать интерес к чтению через знакомство с произведениями, побуждать учащихся к свободному творчеству.
Оборудование:
Учебники по литературному чтению для 3 класса 1 часть Н.А. Чуракова, иллюстрации детей к сказке «Лягушка-путешественница», карточки со словами, рисунок лягушки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, вчера перечитывала сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница» на ум пришли вот такие строки:
Лягушка к югу захотела
И на утках полетела.
-Ā конец я не могу придумать. Помогите, пожалуйста.
Лягушка к югу захотела
И на утках полетела.
Но похвастаться решила
И в болото угодила. Дима
Лягушка к югу захотела
И на утках полетела.
Бедная лягушка
Теперь сидит одна
Не вовремя открыла
Ротик свой она Влада
Лягушка к югу захотела
И на утках полетела,
А, когда летела, увидала людей
И сказала глупая им:
-Всё окей!
Прутик отпустила,
Рот, когда раскрыла
Кубарем вниз рухнула
И в болото ухнула! Женя
- Какие молодцы!
II. Повторение изученного.
– Ребята, а почему с лягушкой случилась беда?
-Ей очень захотелось похвастаться.
Посмотрите, пожалуйста, на нашу лягушку
1. Игра: «Какая лягушка?»
На доске рисунок лягушки. Вокруг нее прикреплены слова: скромная, деликатная, глупая, сообразительная, хитрая, хвастливая.
К доске выходят по одному учащиеся, берут одно из слов и доказывают, что это качество присуще лягушке.
2. Пересказ эпизода из сказки по рисункам, отображающим этот эпизод.
- Потому, что эта сказка поучительная. Она учит нас не хвастаться.
- А теперь давайте рассмотрим рисунки к сказке и послушаем, какой эпизод из «Лягушки-путешественницы» вы приготовили. По окончании пересказа скажите, какую мораль вы бы сформулировали к этой сказке. Чему она вас научила?
(дети пересказывают эпизоды сказки и формулируют мораль)
- Запел соловьем,
Кончил кукушкой.
Не говори гоп,
Пока не перескочишь.
Сказать не велят,
Утаить нельзя.
Прежде, чем хвастать,
Подумай. (Обсуждение моралей)
ФИЗМИНУТКА
Рано- рано на опушке
Две зеленые лягушки
Становились на зарядку.
Выполняли по порядку:
Два притопа, два прихлопа,
Лапки вверх и лапки вниз.
Если ты лягушек видел,
То прямехонько садись.
III. Работа над новой темой.
- Сегодня мы продолжаем работать над главой «Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками» и знакомимся с русской народной сказкой «Яичко»
1.Словарная работа.
-На доске записаны слова:
поповы дочери, попадья, наземь, коромысла, не ведаешь, деется, идучи, квашня, сказывает.
( Разъяснение слов учителем и учащимися, которым эти слова знакомы).
2.Самостоятельное чтение сказки учениками (жужжащее чтение).
Учитель слушает и записывает комментарии детей в ходе знакомства со сказкой.
-Ой, да это же «Курочка Ряба»!
-Мышка хвостиком яйцо давит. Как это?
- А поповы дочери чего разревелись?
-Тут повторяются одни и те же слова.
- Ха-ха-ха! И поп книжку порвал из-за какого-то яйца!
3. Обсуждение прочитанного.
- Что скажете, ребята?
(Шквал детских ответов. Сказка им понравилась).
Учитель открывает доску, где записал высказывания детей.
- Посмотрите, какая я хитренькая. Я записала ваши высказывания, которые вы произносили, читая сказку. Давайте и их обсудим.
-Что вы можете сказать по построению самой сказки.
-Э то русская народная сказка. Переделанная «Курочка Ряба».
- Она бытовая. Здесь нет волшебства.
- В ней все время добавляются герои, как в «Колобке» или «теремке».
(Дети обращаются к словарю в конце книги и читают, что такое «накопление» героев в ходе сказки называется кумуляция)
- Я не понял, из-за чего весь сыр-бор? «Ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается».
- И семья попа ведет себя странно. Они все ломают, рвут. Из-за такого пустяка, столько шума.
-Моя мама говорит: «Много шума из ничего!»
Учителя не устраивают эти ответы. Дети не увидели связь с чужим миром.
4. Выборочное чтение.
- Какое яичко снесла курочка?
- Что случилось, когда мышка раздавила его?
- Что сделали поповы дочери со великого горя?
- Как отреагировала на эту весть попадья?
- Что сделал поп?
5. Ответы на вопросы учебника ( стр.79).
- Важно ли для смысла сказки, где именно курочка снесла яичко?
- Я думаю, а может, никакого яичка и не было? Как старики могли залезть под пол? Может им захотелось, чтобы их пожалели?
- Возможно. А вы, ребята, как думаете?
- А я думаю, что это сказка и бытовая и волшебная одновременно! Курочка снесла яйцо в чужом мире, и только тотемное животное смогло его разбить. Вспомните, ведь мышка- это тотемное животное!
- Точно! Яичко было мудрено, а, значит, загадочное. Как бы ни старались дед с бабой- они не смогли бы разбить волшебный предмет.
- Как только мышка раздавила яичко, и началась катастрофа, т.к. разрушился волшебный мир!
- Ну, спорящие стороны, кто же из вас прав?
- Это сказка еще и волшебная.
6. Отработка навыков выразительного чтения.
Чтение по ролям.
IV. Итог урока.
1.- Какую мораль можно вынести из этой сказки?
- Не делай из мухи слона.
2. – Что запомнилось на уроке? Что особенно понравилось?
3. Спасибо всем за работу. Сегодня на уроке особенно постарались…(выставление отметок)
V. Домашнее задание.
Стр.78-79
- Если вам стало интересно, то продолжите кумулятивный ряд героев этой сказки, добавив два персонажа