Сайт "Жизнь наша   школьная"          

Главная проекты уроков

"Что вызывает смех в народной сказке". МОУ "СОШ № 7" г. Коряжма, учитель Кириогло О.Л.

Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками»

Цел     Цель: Цель: познакомить с кумулятивной сказкой и особенностями       её      её построения, научить детей   видеть признаки волшебной сказки

              и уметь отличить волшебную сказку от бытовой

 

Задачи:

- развивать внимание, память, культуру речи, наблюдательность, любознательность, зафиксировать выводы в виде морали;

- учить делать обобщения при изучении новой темы;

-воспитывать интерес к чтению через знакомство с произведениями, побуждать учащихся к свободному творчеству.

С         Цель: познакомить с кумулятивной сказкой и особенностями её    построения, научить детей         видеть признаки волшебной сказки и уметь отличить волшебную сказку от бытовой.

 

Задачи:

- развивать внимание, память, культуру речи, наблюдательность, любознательность, зафиксировать выводы в виде морали;

- учить делать обобщения при изучении новой темы;

-воспитывать интерес к чтению через знакомство с произведениями, побуждать учащихся к свободному творчеству.

 

Оборудование:

Учебники по литературному чтению для 3 класса 1 часть Н.А. Чуракова, иллюстрации детей к сказке «Лягушка-путешественница», карточки со словами, рисунок лягушки.

     

 Ход урока

 

I. Организационный момент.  

    Ребята, вчера перечитывала сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница» на     ум пришли вот такие строки:

                         Лягушка к югу захотела

                         И на утках полетела.   

               -Ā конец я не могу придумать. Помогите, пожалуйста.

 

                Лягушка к югу захотела

                 И на утках полетела.

                 Но похвастаться решила

                 И в болото угодила.                   Дима      

 

                 Лягушка к югу захотела

                 И на утках полетела.

                 Бедная лягушка

                Теперь сидит одна

               Не вовремя открыла

               Ротик свой она                           Влада

 

                    Лягушка к югу захотела

                   И на утках полетела,

                   А, когда летела, увидала людей

                   И сказала глупая им:

                  -Всё окей!

                  Прутик отпустила,

                  Рот, когда раскрыла

                 Кубарем вниз рухнула

                 И в болото ухнула!                Женя

 

- Какие молодцы!

 

II. Повторение изученного.

– Ребята, а почему с лягушкой случилась беда?

-Ей очень захотелось похвастаться.

Посмотрите, пожалуйста, на нашу лягушку

 

1.  Игра: «Какая лягушка?»

 

На доске рисунок лягушки.  Вокруг нее прикреплены слова: скромная, деликатная, глупая, сообразительная, хитрая, хвастливая.

К доске выходят по одному учащиеся, берут одно из слов и доказывают, что это качество присуще лягушке.

 

2. Пересказ  эпизода из сказки по  рисункам, отображающим этот эпизод.

 

- Потому, что эта сказка поучительная. Она учит нас не хвастаться.

- А теперь давайте рассмотрим рисунки к сказке и послушаем, какой эпизод из «Лягушки-путешественницы» вы приготовили. По окончании пересказа скажите, какую мораль вы бы сформулировали к этой сказке. Чему она вас научила?

(дети пересказывают эпизоды сказки и формулируют мораль)

 

- Запел соловьем,

Кончил кукушкой.

          Не говори гоп,

          Пока не перескочишь.

Сказать не велят,

Утаить нельзя.

        Прежде, чем хвастать,

        Подумай.           (Обсуждение моралей)

 

ФИЗМИНУТКА

Рано- рано на опушке

Две зеленые лягушки

Становились на зарядку.

Выполняли по порядку:

Два притопа, два прихлопа,

Лапки вверх и лапки вниз.

Если ты лягушек видел,

То прямехонько садись.

III. Работа над новой темой.

 

- Сегодня мы продолжаем работать над главой «Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками» и знакомимся с русской народной сказкой «Яичко»

 

1.Словарная работа.

-На доске записаны слова:

поповы дочери, попадья, наземь, коромысла, не ведаешь, деется, идучи, квашня, сказывает.

( Разъяснение слов учителем и учащимися, которым эти слова знакомы).

2.Самостоятельное чтение сказки учениками (жужжащее  чтение).

Учитель слушает и записывает комментарии детей  в ходе знакомства со сказкой.

 

-Ой, да это же «Курочка Ряба»!

-Мышка хвостиком яйцо давит. Как это?

- А поповы дочери чего разревелись?

-Тут повторяются одни и те же слова.

- Ха-ха-ха! И поп книжку порвал из-за какого-то яйца!

 

3. Обсуждение прочитанного.

- Что скажете, ребята?

(Шквал детских ответов. Сказка им понравилась).

 

Учитель открывает доску, где записал высказывания детей.

- Посмотрите, какая я хитренькая. Я записала ваши высказывания, которые вы произносили, читая сказку. Давайте и их обсудим.

 

-Что вы можете сказать по построению самой сказки.

-Э то русская народная сказка. Переделанная «Курочка Ряба».

- Она бытовая. Здесь нет волшебства.

- В ней все время добавляются герои, как в «Колобке» или «теремке».

(Дети обращаются к словарю в конце книги и читают, что такое «накопление» героев в ходе сказки называется кумуляция)

- Я не понял, из-за чего весь сыр-бор? «Ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается».

- И семья попа ведет себя странно. Они все ломают, рвут. Из-за такого пустяка, столько шума.

-Моя мама говорит: «Много шума из ничего!»

Учителя не устраивают эти ответы. Дети не увидели связь с чужим миром.

 

4. Выборочное чтение.

- Какое яичко снесла курочка?

- Что случилось, когда мышка раздавила его?

- Что сделали поповы дочери со великого горя?

- Как отреагировала на эту весть попадья?

- Что сделал поп?

 

5. Ответы на вопросы учебника ( стр.79).

- Важно ли для смысла сказки, где именно курочка снесла яичко?

- Я думаю, а может, никакого яичка и не было? Как старики могли залезть под пол? Может им захотелось, чтобы их пожалели?

 

- Возможно. А вы, ребята, как думаете?

- А я думаю, что это сказка и бытовая и волшебная одновременно!  Курочка снесла яйцо в чужом мире, и только тотемное животное смогло его разбить. Вспомните, ведь мышка- это тотемное животное!

- Точно! Яичко было мудрено, а, значит, загадочное. Как бы ни старались дед с бабой- они не смогли бы разбить волшебный предмет.

 - Как только мышка раздавила яичко, и началась катастрофа, т.к. разрушился волшебный мир!

 

- Ну, спорящие стороны, кто же из вас прав?

- Это сказка еще и волшебная.

 

6. Отработка навыков выразительного чтения.

Чтение по ролям.

 

IV. Итог урока.

1.- Какую мораль можно вынести из этой сказки?

- Не делай из мухи слона.

2. – Что запомнилось на уроке? Что особенно понравилось?

3. Спасибо всем за работу. Сегодня на уроке особенно постарались…(выставление отметок)

 

V. Домашнее задание.

Стр.78-79

-  Если вам стало интересно, то продолжите кумулятивный ряд героев этой сказки, добавив два персонажа       

  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
     
flexsmm.com
Сайт "Жизнь наша школьная"
© kirolg.ru

+79214919237