Элементарное музицирование 6 кл. «Каноны. Трехголосная партитура». Учитель музыки МОУ "СОШ №7" Паникаровская М.Е.

Проект урока
Тема: «Каноны. Трехголосная партитура.»
- Характеристика класса:
Опыт работы с данным классом: шестой год
-тип класса: общеобразовательный, в классе 24 человек.
-уровень обученности по предмету: на «5»-20человек , на «4»-4 человека.
-уровень воспитанности: достаточный.
-уровень сформированности ОУУН: достаточный.
Психологические особенности учеников класса:
-мышление: правополушарные- 18 человек, левополушарные- 4 человек, смешанный тип- 2 человека.
-по способу восприятия информации: кинестетики-7 человек, аудиалы- 4 человека, визуалы- 4 человека, смешанный тип-9 человек.
Психологический портрет среднего ученика: склонен к творчеству, обладает образным мышлением, преобладает синтез, практическая направленность, восприятие кинестетическое. Жизнерадостен , эмоционален, общителен, продуктивен, если увлечен; знания усваивает быстро, но не всегда прочно.
2. Характеристика темы:
Урок по программе «Элементарное музицирование» в системе развивающего обучения. Музицирование как учебная деятельность строится на основе двух компонентов: непроизвольного обучения и обнаружения новых знаний. Постоянный переход, периодичность познавательного и непроизвольного обучения и есть суть построения музицирования как учебной деятельности. Данный урок продолжает знакомить с трехголосной партитурой. Происходит закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках о каноне. Дети знакомятся с музыкальными примерами и произведениями 16-18 веков.
3. Система целей к уроку:
Общедидактическая: организация деятельности учащихся по восприятию и осмыслению музыкального материала, желанию исполнять музыкальное произведение сообща, получая радость и удовлетворение от общего творчества.
Образовательный аспект: создать условия для закрепления знаний о нотной записи в партитуре, логике ее изложения; пониманию построения канона, а также совершенствование умений учащихся.
Воспитательный аспект: содействовать формированию музыкального вкуса, заинтересованного исполнения музыки.
Развивающий аспект: способствовать творческому, духовному развитию учащихся, вовлекая в совместное музицирование.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
4. Структура урока:
№ |
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационная часть |
Приветствие. Подготовка к работе на уроке. Психологическая подготовка детей к общению. |
Разминка мышц лица и кистей рук. Подготовка инструментов к занятию. Ритмическое эхо. |
2. |
Мотивационный этап. |
Обеспечение мотивации учения, принятия детьми целей урока. Актуализация знаний предыдущего. |
Понимание детьми социальной и практической ценности изучаемого материала. Включение в работу, вокальное и инструментальное исполнение канона. |
3. |
Основной этап урока. Применение умений и навыков в учебной деятельности. |
Формирование целостной системы знаний и умений по теме. Выделение основных моментов. |
Выполнение заданий. Чтение с листа партитуры, стремясь к точному, совместному чистому исполнению.
|
4. |
Этап обобщения и систематизации знаний. |
Обеспечить формирование у детей обобщенных понятий. |
Исполнение канона «Dona nobis» . |
5. |
Рефлексия и определение перспективы на следующий урок. |
Оценка работы класса. Рефлексия учащихся. |
Личное отношение к происходящему на занятии. |
Творческая деятельность: применение ЗУН элементарного музицирования, полученных ранее
на уроках музыки, эмоциональное исполнение музыкального материала, непосредственный воодушевленный отклик на характер музыки, точная передача ритмического рисунка.
5.Формы организации познавательной деятельности:
-общеклассная (фронтальная)
- групповая (ансамбли, партии)
- индивидуальная (соло)
- 6. Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный
-совместного коллективного музицирования
-проблемно- поисковый
Формы реализации методов:
- показ, объяснение
-практическая, самостоятельная работа
- эвристическая беседа
Средства обучения:
-музыкальные инструменты (индивидуальные блокфлейты , инструменты МУС)
-раздаточный материал ( гимнастические палочки)
- синтезатор, ПК.
-наглядно-иллюстративный материал ( нотные упражнения, партитуры)
7. Система контроля на уроке за достижением промежуточных и конечных результатов:
-самоконтроль
-деликатный контроль учителя
-взаимоконтроль с последующей коррекцией.
Прогнозируемый результат:
Данное занятие позволит закрепить умения и навыки исполнения канона, чтения нотной записи разных голосов в партитуре, сделать осознанный шаг в развитии общей культуры учащихся, расширить знания о музыке эпохи 16-18в.
Краткий конспект урока
- Здравствуйте, дети!
Приглашаю вас сегодня вновь погрузиться в мир звуков. Будем добиваться стройного звучания каждой партии в разных голосах и гармонии между ними.
Возьмите свои инструменты. Для начала работы нам необходима традиционная разминка.
(происходит разогревание блокфлейт и разминка мышц лица и кистей рук)
- Предлагаю сразу приступить к делу. Помогут нам сейчас гимнастические палочки. Вы-эхо.
(повторяют за учителем по фразам- отстукивают ритмический рисунок гимнастическими палочками)
- Попробуйте догонять меня.
(вступают через такт, вслед за учителем)
- Что это? (канон)
- Какой? (ритмический)
- Какие еще бывают? (мелодический, мимический,..)
- Давайте вспомним канон «Вьюн». Первый куплет поем вместе.
Второй-половина класса начинает, другая половина догоняет.
Третий- по колонкам, три партии.
Творческое задание: подобрать на слух эту мелодию.
- А теперь посмотрите партитуру «Gavot».
- Обратите внимание на размер, заданный темп.
- Сколько голосов в партитуре?
- Внимательно смотрим в ноты и вместе читаем с листа: сначала партию 1 голоса,
затем партию 2 голоса,
а потом партию 3 голоса.
- Теперь соединим. Стараемся слушать не только себя, но и гармонию созвучий, выстраиваемых аккордов.
Группа детей (1 колонка) играет партию 1 голоса, группа (2 колонка) играет партию 2 голоса, группа (3 колонка) играет партию 3 голоса.
- Все ли получилось?
- На что еще следует обратить внимание?
- Предлагаю вспомнить музыку гениального Моцарта. Канон «Dona nobis». Мы поем заключительные слова последней части мессы.
- Как переводится «Dona nobis pacem» ? (Даруй нам мир! )
Зрительная опора идет на экране, партитура представлена в ролике.
- Счастье! Звучит нестареющий Моцарт.
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласья!
- Благодарю за работу на уроке!
*Приложения: нотная партитура «Gavot», видео-партитура «Dona nobis pacem».