Сайт "Жизнь наша   школьная"          

Главная проекты уроков

Конспект урока по литературному чтению "Знакомство с буквой З, з", учитель нач. кл. Сахневич Н.Н. МОУ «СОШ №7» г. Коряжма,

Тема урока: Знакомство с буквой З, з.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:

-познакомить со звуками [ з' ], [ з] и буквой «З,з» ; совершенствовать  умение давать характеристику согласному звуку; обучать умению читать слоги с изученными буквами;

-развивать творческие способности, фонематический слух;  внимание, образное мышление, языковую культуру , умение сравнивать и анализировать; формировать умения каллиграфически правильного письма;

-воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, а также  интерес к родному языку.

Тема урока: Знакомство с буквой З, з.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:

-познакомить со звуками [ з' ], [ з] и буквой «З,з» ; совершенствовать  умение давать характеристику согласному звуку; обучать умению читать слоги с изученными буквами;

-развивать творческие способности, фонематический слух;  внимание, образное мышление, языковую культуру , умение сравнивать и анализировать; формировать умения каллиграфически правильного письма;

-воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, а также  интерес к родному языку.

Оборудование : - индивидуальные зеркала; квадраты синего, зеленого и красного цвета; сюжетные картинки, электронное приложение к учебнику «Азбука»,  компьютер, мультимедийная доска, карточки со смайликами, карточки для работы в парах, карточки для самооценки.

Используемые технологии:  технология проблемного обучения, исследовательская  работа, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, групповая работа.

Планируемые результаты:

Предметные: дифференцировать звонкие звуки [з] и [з’]  на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов, текстов;

Личностные УУД: совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Регулятивные УУД: определять цель выполнения заданий на уроке; выполнять задание совместно с учителем; самостоятельно оценивать выполненное задание.

Познавательные УУД: сравнение предметов, нахождение общего и различия; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: соблюдение простейших норм речевого этикета, участие в коллективном обсуждении учебной проблемы, уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.

Ход урока:

      I.            Включение в учебную деятельность

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Все на месте, все в порядке

И тетрадки и ребятки.

Звуки, буквы все узнаем

Что ж  к уроку приступаем.

   II.            Мотивация познавательной деятельности

− Ребята, давайте, как всегда начнем наш урок с улыбки! Пожелаем друг другу  успехов и хорошего настроения.

- Назовите критерии хорошей учёбы. (Это желание учиться, старание, трудолюбие….)

- Кто хочет быть успешным учеником?

- Что пожелаем друг другу для успешности? Пожелайте!

III.            Повторение и обобщение изученного материала.

− Что нам помогает общаться? (Речь)

− Какие виды речи вы знаете? (Устная и письменная)

−  Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

−  Из чего состоят предложения? (Из слов)

−  Из чего состоят слова? (Из звуков)

−  На какие группы  можно разделить звуки? (Согласные и гласные)

−  Чем отличаются согласные звуки от гласных? (Гласные звуки при произношении не встречают преграды, а согласные – встречают)

− При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв)

IV.            Постановка целей и определение темы урока.

− Послушайте внимательно стихотворение Платона Никитовича Воронько

« Не будь козой».

Идёт коза... Растёт лоза,

Густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:

— Не для меня ли это?

Спешит коза — трещит лоза.

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызёт коза —

Всю красоту сжевала.

Когда, малыш, ты в сад бежишь,

Обрызганный росою,

Не рви цветов, не гни кустов!

Не надо быть козою!

− Вам понравилось стихотворение?

− Почему  «не надо быть козою»?

− Что необходимо делать, чтобы сохранить красоту природы?

− Какой незнакомый звук есть в слове «КОЗА»? (звук [з])

− А в слове «ГРЫЗЁТ» (звук [ з,])

− С какими новыми звуками будем работать сегодня на уроке? (со звуками

[ з]   и [ з,])

(Учащиеся с помощью учителя определяют тему и цель урока)

Вывод: сегодня на уроке познакомимся со звуками [ з]   и [ з,], узнаем, какие они, научимся различать их друг от друга, познакомимся  с новой буквой, научимся читать слоги и  слова с новой буквой. 

   V.            Актуализация знаний учащихся

1.             Дыхательная гимнастика (подготовка речевого аппарата).

Упражнение «Колесо спустило»: плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя звук [с].

Упражнение «Свеча»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

2.     Артикуляционная разминка (с использованием зеркала).

− Для нашего язычка расскажем сказку:

1. Жил был язычок, длинный-предлинный, вот такой. Рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно на счет “раз-два”. (Повторить 8–10 раз.)

2. Жил он за заборчиком-зубами. Покажите, какой ровный заборчик-зубы. Вот так. Углы рта слегка оттянуты, передние зубы сомкнуты и видны. Объем движений – как при артикуляции звука “и”. Под счет “раз-два” губы раздвигаются и снова смыкаются. (Повторить 8–10 раз).

3. Проснулся язычок рано утром, высунулся изо рта-окошка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу. Держать в таком положении 10–15 с (учитель медленно считает вслух до десяти).

4. Умылся язычок, сел завтракать, стал жевать бутерброд. Рот немного приоткрыт, язык находится между зубами. Выполняются легкие жевательные движения передними зубами в течение 10–15 с.

5. Позавтракал язычок  взял кисточку и краску, спрятался за нижний заборчик и стал его красить. Вот так: вправо-влево. Кончик языка упирается в передние нижние зубы. Попеременно двигается вправо-влево. (Повторить 8–10 раз).

6. Но вдруг пошел дождь. По трубам и канавкам зажурчала вода. Вот такие были трубы и канавки. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх (сложить язык трубочкой). Удерживать язык в таком положении 10–15 с (педагог медленно считает вслух до десяти).

7. Подул сильный ветер, в трубах засвистело. Вот так. Язык находится в таком же положении. Дуть на язык, сложенный трубочкой, 10–15 с. 

3.     Работа над дикцией

Скороговорка: Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

− Произнесите вначале медленно, немного  ускоряя темп речи, а теперь ещё быстрее.

Чистоговорка: За-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Зой-зой-зой – бежит козленок за козой. 

      I.        

      I.            Работа по теме урока.

1.     Знакомство со звуками [ з]   и [ з,] (работа с зеркалами)

−А сейчас послушайте загадку и попробуйте её отгадать.

Кто со мною в дождик вышел,

Для того и есть я крыша. (Зонт)

−  Возьмите в руки зеркало и произнесите слово «ЗОНТ», выделяя первый звук.

− Назовите выделенный звук. (Это [ з] ) 

− Произнесите звук [ з]   и скажите, он гласный или согласный. (Это согласныйзвук [з], потому что при произнесении звука [з] встречается препятствие.)

− Обратите внимание на положение губ и зубов при произношении звука [з]. (Губы – «улыбаются». Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком». Язык – кончик упирается в передние зубы.)

− Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко? (Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый.)

− Проверьте, звук [з] звонкий или глухой? (держатся за горлышко) (Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит.)

− Итак, что узнали о звуке [з]? (Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий.)

− Каким цветом будет обозначен на схеме? (Показывают карточку синего цвета.)

− Сделайте звуково-слоговой анализ слова «зонт».

−Дайте характеристику других звуков. (Звук [о]-гласный, ударный. Звук [н]-согласный, звонкий, твердый. Звук [т]-согласный, глухой, твердый.)

− Как узнать сколько слогов в слове «зонт». (Сколько гласных столько и слогов. Значит в слове «зонт» 1 слог, потому что 1 гласный звук.)

 

− А теперь отгадайте другую загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

− Произнесите слово «ЗИМА». Где спрятался новый звук? (Звук  в слове «зима» находится в начале слова.)

− Назовите его. (Это [з’].)

− Обратите внимание на положение губ и зубов при произношении звука [з]. (Губы – «улыбаются». Зубы – сближены или сомкнуты – «заборчиком». Язык – кончик упирается в передние зубы.)

− Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко? (Звук [з,] звучит мягко, значит он мягкий.)

− Проверьте, звук [з] звонкий или глухой? (держатся за горлышко) (Звук [з,] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит.)

− Итак, что узнали о звуке [з,]? (Мы узнали о звуке [з], что он согласный, мягкий, звонкий.)

− Каким цветом будет обозначен на схеме? (Показывают карточку зеленого цвета.)

− Сделайте звуково-слоговой анализ слова «зима».

− Дайте характеристику других звуков. (Звук [и]-гласный, безударный, образует мягкость предыдущего согласного звука. Звук [м] - согласный, твердый, звонкий. Звук [а] - гласный, ударный.)

 

− Как узнать сколько слогов в слове «зима». (Сколько гласных столько и слогов. Значит в слове «зима» 2 слога, потому что 2 гласных звука.)

 

− Итак, мы познакомились со звуками [ з]   и [ з,], узнали какие они.

−У каждого звука должен быть паспорт. И мы сейчас заполним с вами паспорт каждого звука.

Звук [з]

Звук [ з,]

Фамилия: Согласный

Имя:          [з]

Отчество: Звонкий

Характер: Твердый

Родители: Шум и Голос

Фамилия: Согласный

Имя:          [ з,]

Отчество: Звонкий

Характер: Мягкий

Родители: Шум и Голос

 

2.                Первичное закрепление  полученных знаний на практике.

− Проверим, как вы умеете различать звуки [ з]   и [ з,].  (Используется электронное приложение к «Азбуке». Раздел «Играем Вместе».)

− Ребята, давайте распределим животных по местам согласно их именам. С мягким звуком [ з,] в одну сторону, а с твердым звуком [ з] – в другую. 

− Итак, я вижу вы хорошо различаете звуки [ з]   и [ з,] и не путаете их.

 

   II.            Знакомство с буквой З, з.

 

− Ребята, а кто из вас сможет показать букву в алфавите, которая обозначает звуки [з] и [з’] и назвать эту букву? (Учащийся находит и показывает букву в алфавите.)

− Какая бывает буква З, з? (Буква З, з бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.)

− На что похожа буква з? (Учащиеся высказывают свои предположения)

− Послушайте, что сказал С. Маршак про букву З:

На эту букву посмотри.

Она совсем как цифра 3.

- Итак, что узнали про букву З? (Мы узнали, что буква З обозначает два звука: [з] – согласный, твердый, звонкий и звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий.)

 

III.            Физкультминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Как пружины все присели

И тихонько разом сели.

IV.                   Включение в систему знаний. (чтение слогов и слов на слайде)

 

a)    Упражнение «Читаем слоги»,  Игра «Диктор»  (электронное приложение к «Азбуке»).

− Потренируемся в чтении слогов.

− Прочитайте слоги со звуком [з]. За, зо, зу, зы, аз, оз, уз, ыз, из, ез.

 - Прочитайте слоги со звуком [з’]. Зи, зе.

б) Игра «Составляем слова» (электронное приложение к «Азбуке»).

− А теперь составьте слова, вставляя пропущенные слоги. (Заноза, роза, зола, зубры, зебры, зерно, роза, зима.)

в) Работа с учебником. Чтение слов и текста на стр. 91-92.

− Откройте учебники на стр. 91 и прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом.

г) Работа в парах (задание на стр. 92)

− Прочитайте текст на стр. 92

д) Работа в парах  по карточкам. (Проверка по образцу)

Раздаю карточки с написанными на них словами.

- парам на 1, 4 ряду подчеркнуть слова, в которых встречается мягкий звук з; (Земля, азбука, зелень, язык)

- на 2 ряду – с твердым звуком з; (Земля, азбука, зелень, язык)

- на 3 ряду – слова. в кот. есть и мягкий и твердый звуки з. (Зазеленел, заря, зерно)

   V.            Творческое задание.

− Ребята, у вас на столе лежит «колбаска» из пластилина. Вы сейчас должны будите вылепить букву З из пластилина. (Выставка букв)

VI.            Рефлексия и  самооценка.

− С какими звуками познакомились на уроке? (Мы познакомились со звуками [з], [з,].)

− Что узнали о звуке [з], о звуке [з’]? (Мы узнали, что звук [з’] согласный, мягкий, звонкий. Мы узнали, что звук [з] согласный, твердый, звонкий.)

− Что узнали о букве З? (Буква З, з бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.)

− Найдите слова с буквой З в тексте на стр.92.

−Наш урок подходит к концу. Оцените себя с помощью фраз…

1.      Мне было интересно…

2.     Я узнал новое…

3.     Мне было скучно, потому что…

4.      Я расскажу родителям дома о…

VII.            Итог урока.

− С какой новой буквой и звуками сегодня познакомились?

− Что было легче, труднее всего?

− Получилось ли у вас быть успешными, трудолюбивыми, старательными.

− Спасибо вам за сотрудничество и стремление к познанию! Урок закончен.

 

 

 

 

 

 

 

VI.            

  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
     
flexsmm.com
Сайт "Жизнь наша школьная"
© kirolg.ru

+79214919237