Проект"Безопасная дорога" Попова Татьяна Николаевна, воспитатель МДОУ Детский сад № 27 г. Котласа

Вид проекта: Информационно -познавательный Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Участники: Дети, педагоги, родители.
Возрастная группа: старшая
Актуальность:
Зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей.
Важно данную проблему решать вместе с родителями. Так как ребенок всегда находится рядом со взрослыми. И если родители нарушают правила дорожного движения, то они как бы негласно разрешают нарушать их своим детям Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, был создан данный проект. Цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными.
- Познакомить детей с правилами дорожного движения.
Развивающие:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков;
Воспитательные:
- Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;
-Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Предполагаемый результат
Повышение уровня знаний в данной области и умение использовать полученный опыт на практике: ориентироваться в дорожно- транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
1 этап «подготовительный»:
- Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий.
- Подготовка материала для продуктивной деятельности.
- Подбор информации через интернет (правила поведения детей на дорогах).
- Знакомство родителей с темой и сроками проведения проекта.
2 этап «основной» (работа над проектом) Вхождение в проблему: Знакомство с новым персонажем - Светофоркиным. Который пришёл пригласить детей побывать в стране дорожных знаков, но попасть туда могут только те дети, кто хорошо знает правила дорожного движения. Проблема – «Все ли должны знать правила дорожного движения?». |
Комплекс мероприятий по выполнению проекта:
· Проведение НОД: «Путешествие в страну дорожных знаков», «Светофоркин на математике», (Приложение №1) рисование +аппликация «Перекрёсток», конструирование из бумаги «Светофор»
· Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций, разбор по ним дорожно-транспортных ситуаций.
· Проведение бесед: «Мой друг-светофор», «Знаки дорожного движения», «Правила пешехода», «На перекрестке»;
· Составление рассказов по сюжетным картинкам;
· Инструктажи о безопасных маршрутах движения в садик и обратно, по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; (Приложение №2)
· Знакомство с произведениями художественной литературы:Е.Житков «Светофор», С.Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу», И.Серяков «Законы улиц и дорог»;
· Загадывание загадок. (приложение №3)
· Целевые прогулки: «Знакомство с улицей и дорогой», «Наблюдение за светофором», «Пешеходный переход», «К остановке пассажирского транспорта», «Правила поведения на дороге»;
· Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Найди нужный знак», «Собери знак», «Законы улиц и дорог», «Дорожная азбука», «Разрезные знаки», «Подбери знак», «Найди нужный знак»;
· Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Автобусная остановка», «Сигналы светофора», «Добеги до знака», «Ехала машина…Стоп!»
· Сюжетно - ролевые игры: «Бензозаправочная станция», «Пассажиры», «Службы спасения», «На дорогах города»;
Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», «Если бы все знаки перепутались?», «Истории в транспорте»;
Сотрудничество с родителями:
· - консультация на стенд: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
- паметка - буклет: «Дорожная азбука» (Приложение №4)
· Изготовление макетов дорог и дорожных знаков из бросового материала совместно с детьми.
3 этап: «Заключительный»
Продукт проекта:
· Выставка детских работ « Студия инспектора Светофоркина»
· Развлечение: «Происшествие в Светофории»; (Приложение №5)
· Публикация материала на сайте «Инфоурок»;
Критерии эффективности
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.
Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение этих знаков.
Литература
1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
2. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
3. Н.В. Елжова «ПДД в детском саду» Ростов- на -Дону «Феникс» 2014 г.
4. Данилова Т.И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
Приложение №1
НОД по ФЭМП « Светофоркин в гостях у ребят»
Программное содержание:
- закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 10;
- совершенствовать навык определения формы предмета (знака) и группировка их по одному признаку;
- сравнение множеств (больше, меньше, на сколько?);
- формирование знаний о частях суток;
- развивать азы дорожной грамоты, расширить знания детей о значении сигналов светофора и регулировщика;
- воспитывать умение слушать, своего сверстника не перебивая.
Материал : игрушка Светофоркин, дорожные знаки (круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные), модели «Части суток», картонные рули с номером (1-10), жезл, макет - светофор, карточки – лабиринты с запрещающими или разрешающими сигналами светофора.
Методы и приёмы: игровой момент, художественное слово, практические действия, обсуждение, закрепление, поощрение, итог.
Ход : Дети входят в группу после проветривания и видят игрушку Светофоркина. (он держит в руках конверт).
- Дети, у нас снова в гостях Светофоркин, но в этот раз он принёс с собой конверт. Как вы думаете, что может лежать в нём. (дорожные знаки). Как вы догадались? (достаёт и выкладывает на доске). Сегодня мы попробуем использовать дорожные знаки на математике, но сначала их нужно назвать.
- Кто назовёт, что означает этот знак? И т.д.
- Молодцы, вы правильно назвали дорожные знаки, а сейчас давайте посчитаем, сколько знаков принёс Светофоркин? (количественный счёт)
- А как мы можем ещё посчитать? (по порядку)
- Какой знак стоит на 2, 4, 6 месте…?
- Скажите, какую форму имеет знак «Пешеходный переход»? и т.д.
- На какие группы мы можем разделить знаки? (по форме, по цвету, по назначению – разрешающие, запрещающие, информационные)
Игра «Какого знака не стало»
- Какой формы знаки, остались на доске? (круглые и квадратные)
- Посчитайте сколько круглых знаков? Сколько квадратных? Каких знаков больше? На сколько? Как проверить? (разложить один под одним)
Игра - физминутка « Будь внимательный»
Если Светофоркин поднимает жезл вверх, вы должны прыгать.
Если опускает вниз – приседать;
Если вперёд – поднять руки вверх.
- Ребята послушайте стихотворение, и скажите, про какие части суток в нём говориться?
Движенья полон город,
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
- Верно, положите перед собой модели, обозначающие эти части суток.
- Сколько кружков вы положили? (2) А сколько в сутках частей? (4) Какие части суток ещё надо добавить? (утро, вечер)
- Выложите части суток по порядку? Какой кружок вы положили первым? Последним? Что наступит после ночи? (снова утро) В какое время суток на дорогах много машин? А когда меньше всего? Почему?
Игра «День, ночь»
Все дети машины получают картонный руль с номером (от 1 до 10). На команду «день» все машины двигаются в свободном направлении; «ночь» только те, у которых номер больше 5, меньше 6 и т.д.
- Ребята, у Светофоркина в конверте ещё что – то есть(лабиринты). Как вы думаете, что здесь надо сделать?(дети выдвигают версии, затем берут карандаши и выполняют задание)
- рефлексия «Красный, жёлтый, зелёный» (если вы считаете, что у вас сегодня всё получилось, поднимите зелёный круг, если были трудности - жёлтый, а если все задания Светофоркина были для вас трудными –красный)
А мы с Светофоркиным хотим сказать, что нам очень понравилось, как вы старались, были внимательными и старались слушать друг друга.
Приложение №2
Инструктажи
Готовясь перейти дорогу
· Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
· Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
· Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
· Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
· Не стойте с ребенком на краю тротуара.
· Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
· Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
Ожидание транспорта
· Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Посадка и высадка из транспорта
· Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть.
· Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
· Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
· Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
Движение по тротуару
· Придерживайтесь правой стороны.
· Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
· Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
· Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
· Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Дорожные ловушки
Стоящая машина
Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает, и только тогда переходить дорогу.
Стоящий автобус
Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.
Скрытая опасность
Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу. В крупных городах местом повышенной опасности также являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.
Медленно приближающаяся машина
Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть прятаться другая.
Светофор
Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.
«Пустынная» улица
На улице, где машины появляются редко, дети выбегают на дорогу, предварительно ее не осмотрев. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.
Осевая линия
Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад - прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, нужно быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
«Безопасность» рядом с родителями
Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Перед переходом дороги вы должны крепко взять ребенка за руку.
Приложение №3
Загадки о ПДД
Пешеходам объясняет, Как дорогу перейти. Он сигналы зажигает, Помогая нам в пути. |
Какой у светофора свет Нам говорит: «Прохода нет»
|
У светофора свет горит — «Приготовьтесь» — говорит? |
У светофора свет горит — «Вперед идите» — говорит? |
Не торопится, идет По тропинке пешеходной, Неширокой, но свободной. Кто же это?.. |
Я с окошками, как дом. Есть колеса в доме том. Домик мой катается, В нем двери открываются |
Грузы я возить привык, Я тяжелый ... |
По этой дорожке идет пешеход, Машин не боится, идет он вперед. |
Почему зимой машины Поменяли свои шины?
|
Что за лошадь, вся в полоску, |
Полосатая указка, Словно палочка из сказки.
|
Какое животное помогает нам |
Что за знак такой весит?
|
На обочинах стоят, Молча с нами говорят. Всем готовы помогать. Главное – их понимать. |
Приложение №4
Страница №1
«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВАШ РЕБЕНОК...» В обстановке постоянно возрастающей интенсивности движения и роста количества ДТП без знаний правил дорожного движения пешеходам обойтись трудно. Разумнее начинать изучение ПДД задолго до того, как дети пойдут в школу. Ребенок должен знать. 1. Дорогу из дома в детский сад. 2. Знать следующие правила уличного движения: не ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, ходить спокойно, не толкаясь, говорить негромко и др. 3. Знать ряд дорожных знаков, их смысл и назначение (предупреждающие, запрещающие, указательные), работу светофора.
|
4. Знать правила поведения в общественном месте и транспорте: автобус ждать только на остановке, не трогать двери во время движения, не высовываться в окно, не выставлять руки в открытое окно, не вставать ногами на сиденье, не ходить по автобусу, не цепляться за движущийся транспорт.
Используйте прогулки с детьми для объяснения им правил безопасности на улицах: -понаблюдайте за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов; покажите ребенку знаки, указатели дорожного движения, расскажите об их значении; -предложите ребенку самому найти дорогу домой, когда берете его с собой, отправляясь в магазин, гулять и т. п.;
|
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №27 «Золотая рыбка»
Материал подготовила Казначеева И.А |
Страница №2
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста Уважаемые родители! Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осторожным и осмотрительным. Всегда ли мы, взрослые, подаем ребенку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в автобус? Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям! |
Учите ребенка: *не спешить при переходе улицы; *переходить дорогу только тогда, когда обзору ее никто не мешает; *прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки, тогда обзор улицы не будет ограничен. Часто приводит к несчастному случаю неосторожный переход улицы из-за стоящего транспорта. Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным и внимательным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть улицы. Пешеход не видит идущий транспорт, водители не видят пешеходов.
|
Большую помощь в закреплении знаний дорожного движения вам окажут игры. Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары и мостовые, пешеходов, игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребенком разыграть различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно освоит правила поведения на улице. Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения и сигналах светофора используйте: - настольные игры -диафильмы-детские художественные произведения с последующей беседой о прочитанном: «Скверная история», «Дядя Степа -милиционер» С. Михалкова; -альбомы для раскрашивания: «Дорожная грамота», «Еду, еду», знакомящие с дорожными знаками, их значением.
|
Приложение №5
Развлечение «Происшествие в Светофории»
Дети заходят в зал, там сидит грустный Светофоркин. Он делиться с детьми о том, что в городе появилась Помеха – Неумеха, которая украла сигналы светофора и перепутала все знаки
А помочь навести порядок, могут только дети, если правильно выполнить все задания. Для этого надо разделиться на 2 команды. Придумать название каждой команде (если дети затрудняются можно предложить -«Пешеходы», «Водители»)
Задание №1 «ВОПРОС-ОТВЕТ»
1 команде:
1. Где должны ездить автомобили? (мостовая)
2. Какие сигналы светофора вы знаете? (красный, желтый, зеленый)
3. Почему опасно играть на проезжей части? (можно попасть под машину)
4. Почему в пассажирском транспорте нужно держаться за поручни?
5. Когда едешь в автомобиле, ты кто?
6. Где пассажиры ожидают автобуса?
7. Что помогает регулировать движение машин, если нет светофора?
2 команде:
1. Где должны ходить пешеходы? (тротуар)
2. Как правильно переходить дорогу? (1 – приготовиться, 2 – посмотреть налево, 3 – посмотреть направо, вновь налево и если нет машин начинать переходить дорогу. Посмотреть налево, дойти до середины – посмотреть направо и переходить дальше) .
3. Где можно играть детям?
4.С какой стороны надо обходить автобус? (сзади)
5. Когда идешь по тротуару, ты кто?
6.Каким машинам разрешено ехать на красный свет?
7. Что такое «зебра»?
Игра «Автобусная остановка» (2 обруча, знак )
Выбирается водитель. Он одевает обруч и по сигналу начинает перевозить пассажиров от одной остановки к другой. Побеждает та команда, которая быстрее окажется на другой остановке.
Пока дети играют, на светофоре появляется зелёный сигнал. Воспитатель вместе с Светофоркиным хвалят детей, и закрепляет с детьми, что означает этот сигнал.
№3 Отгадай загадку и покажи знак(отгаданный знак ставиться на стойку)
Что за знак такой стоит? Стоп – машинам он велит. Пешеход, идите смело По полоскам черно – белым. |
Пешеходный переход |
Я на мыл в дороге рук, Поел фрукты, овощи Заболел и вижу пункт Медицинской ………. (помощи) |
Пункт мед помощи |
Путь не близок на беду Ты не взял с собой еду Вас спасёт от голоданья Знак дорожный пункт ….. (питания) |
Пункт питания |
Вот он знак, каких немного: Это главная дорога! Если едешь ты по ней, Всех становишься главней, И тебе, как будто Богу, Уступают все дорогу! |
Главная дорога |
Не доедешь без бензина До кафе и магазина. Этот знак вам скажет звонко: "Рядышком бензоколонка!" |
заправка |
В этом месте пешеход Терпеливо транспорт ждет. Он пешком устал шагать, Хочет пассажиром стать |
Автобусная остановка |
Знак водителей стращает, Въезд машинам запрещает! Не пытайтесь сгоряча Ехать мимо кирпича! |
кирпич |
Посмотрите, мальчик Федя Едет на велосипеде Отгадайте, отчего же Недовольство у прохожих? |
Велосипед запрет |
Покажите знак дорожный, Где кататься Феде можно. |
Велосипедная дорожка |
Этот знак нам друг большой, От беды спасает, И у самой мостовой, Водителей предупреждает: «Осторожно, дети!» |
Осторожно дети |
В дождь и в ясную погоду - Здесь не ходят пешеходы. Говорит им знак одно: "Вам ходить запрещено!" |
Движение пешеходов запрещено. |
Вот так знак, глазам не верю, Для чего здесь батарея? На забор ещё похоже, Что за знак такой хороший? |
Железнодорожный переезд |
Игра «Подземный переход» (туннели, стойки)
Между туннелями стоит знак «Подземный переход». Воспитатель спрашивает, что он означает и предлагает перебраться на обратную сторону дороги по подземному переходу(туннелю). Побеждает та команда, которая сделает это быстрее
Пока дети играют, на светофоре появляется Жёлтый сигнал. Воспитатель вместе с Светофоркиным хвалят детей, и закрепляет с детьми, что означает этот сигнал.
№3. «Четвертый лишний»
1.Назовите лишнего участника дорожного движения
Грузовик, дом, «скорая помощь», «снегоуборочная машина».
2. Назовите лишнее средство транспорта
Легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска.
3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту.
Автобус, трамвай, грузовик, троллейбус
4.Назовите лишний «сигнал» светофора.
Красный, синий, желтый, зеленый.
Или «Запрещается – разрешается»
И проспекты и бульвары- Всюду улицы шумны. Проходи по тротуару только с правой стороны |
Тут шалить, мешать народу За – пре-ща-ет-ся! Быть примерным пешеходом Раз-ре-ша-ет-ся! |
Если едешь ты в трамвае И вокруг тебя народ, Не толкаясь, не зевая, Проходи скорей вперёд. |
Ехать зайцем, как известно За – пре-ща-ет-ся! Уступить старушке место Раз-ре-ша-ет-ся! |
Если ты гуляешь просто, Всё равно в перёд гляди. Через шумный перекрёсток Осторожно проходи. |
Переходить при красном свете За – пре-ща-ет-ся! При зелёном даже детям Раз-ре-ша-ет-ся! |
Игра «Красный, желтый, зелёный» (три флажка)
На красный сигнал стоят и грозят пальчиком, на жёлтый сигнал дети подпрыгивают на месте, на зелёный разбегаются по залу.
Пока дети играют, на светофоре появляется Красный сигнал. Воспитатель вместе с Светофоркиным хвалят детей, и закрепляет с детьми, что означает этот сигнал.
Подводятся итоги, Светофоркин благодарит и угощает детей.