«Создание и оформление словесных информационных моделей», 7 кл. Сухнёва О. Л., учитель информатики высшей квалификационной категориии МОУ «СОШ №7 города Коряжмы»

1. Характеристика темы: 5 урок по теме «Информационное моделирование» и 3 урок по теме «Словесные информационные модели». На данном уроке учащиеся познакомятся с новыми способами создания и оформления словесных информационных моделей (форматирования документов), будут учиться самостоятельно применять новые способы форматирования к текстовым документам. 7 класс, УМК Босовой Л.Л
2. Система целей к уроку:
Общедидактические цели (ОДЦ): обеспечение усвоения и первичного закрепления знаний, и способов деятельности при создании и оформлении словесных информационных моделей.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
создание условий для развитияуниверсальных учебных действий через усвоение учащимися новых знаний и способов действий при изучении темы: «Создание и оформление словесных информационных моделей».
3. Оборудование: компьютер, проектор, ромашка с заданиями, карточки с текстом, презентация.
4. План урока:
№ п/п |
этап урока |
задачи этапа |
деятельность учителя |
деятельность ученика |
1 |
организационный |
подготовка учащихся к работе, актуализация субъектного опыта учащихся, опорных знаний и способов действий |
предлагает учащимся повторить пройденный материал (желающий отрывает лепесток ромашки с вопросом)[приложение1] - на предыдущих уроках мы знакомились с приемами анализа текста, с видами словесных информационных моделей, а чем будем заниматься сегодня? (учитель через наводящие вопросы подводит детей к теме и целям урока) |
демонстрируют готовность к уроку, работают индивидуально и в группах (повторяют понятия: модель, моделирование, виды моделей, разновидности информационных моделей, приемы обработки словесных информационных моделей); формулируют тему и цели урока |
2 |
усвоение новых знаний |
обеспечение восприятия и осмысления новых знаний учащимися |
с помощью презентации [приложение2] (слайды 2-7) педагог в беседе с учащимися доказывает необходимость структурирования и оформления текста для его лучшего восприятия и запоминания. Далее на конкретных примерах с использованием проектора педагог демонстрирует приемы форматирования текста (колонтитулы, колонки, сортировку, стиль заголовка, автоматическое оглавление, формат по образцу) |
запись в тетрадь ключевых понятий |
3 |
информация о домашнем задании |
обеспечение понимания детьми домашнего задания |
дает комментарии по выполнению домашнего задания |
запись домашнего задания |
4 |
этап применения новых знаний и способов деятельности и первичная проверка понимания изученного |
обеспечение усвоения новых знаний, формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания, проверка правильности и осознанности изученного материала, выявление пробелов, коррекция |
учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, оценивает работы |
Практическая часть: выполнение практической работы на компьютере[приложение 3] |
5 |
рефлексия |
качественная оценка работы класса, рефлексия их собственной деятельности |
Педагог задает ученикам вопросы: - выполнены ли цели урока? - чему вы научились на уроке? Рефлексия: педагог предлагает ученикам поместить свой магнитик на изображение чемодана, если знания, полученные на уроке пригодятся в дальнейшем; на изображение мясорубки, если осталось что-то непонятным и на изображение урны, если знания бесполезны. |
осмысливают свои действия на уроке |
На лепестках ромашки написаны вопросы:
1. Модель – это?
2. Моделирование – это?
3. Каких видов бывают модели?
4. Натурная модель – это?
5. Информационная модель – это?
6. Разновидности информационных моделей?
7. Определить вид информационной модели (учитель демонстрирует различные изображения: открытку, рисунок, текст, таблицу…)
8. Какие информационные модели наиболее распространены в общении?
9. Определить стиль текста, пояснить чем характеризуется данный стиль: дети делятся на группы и пытаются определить стиль
Практическое задание:
Задание 8. Страничка словаря
1. Откройте файл Слова.doc из папки Заготовки для практикума 7 класс.
2. Расположите слова в лексикографическом порядке (выделить текст, [Главная - ] , сортировать по возрастанию).
3. Расположить слова в 2 колонки, включить разделитель
4. Оформить верхний колонтитул (слова ВАГ - ВЯЛ).
5. Сохранить файл в свою папку под именем Словарь.
Задание 9. Заголовок и подзаголовки
1. Откройте файл Текст.doc из папки Заготовки для практикума 7 класс.
2. Разделите текст по смыслу на абзацы.
3. Придумайте заголовок для всего текста. Придайте ему стиль форматирования Заголовок1.
4. Придумайте подзаголовки для абзацев. Придайте им стиль форматирования Загловок2.
5. Сохранить файл в свою папку под именем Текст1.
Дополнительно*: для файла Текст1 создайте автоматическое оглавление: [Ссылки - Оглавление]. Проверьте правильность работы созданного оглавления.