Сценарий интеллектуальной игры «Креатив-бой» для 3- 4 классов.Учитель Вальнева Н.В МОУ«СОШ № 1» г. Котлас

Цель: повышение уровня сформированности основных характеристик креативности при решении задач открытого типа: оптимальности идей, эффективности рассуждений, оригинальности ответа и разработанности решения.
Задачи:
1)развитие системности, оригинальности мышления; развитие психических познавательных процессов;
2)развитие умений четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
3)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
4)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
5)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в группе, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
1. установка на поиск решения проблем;
2. критичность;
3. развитие навыков сотрудничества со сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД:
1. способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
2. приниматьисохранятьучебную задачу;
3. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материалевсотрудничествесучителем;
4. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
5. учитывать правиловпланированиии контроле способа решения;
6. осуществлятьитоговыйипошаговыйконтрольпорезультату;
7. учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
1. основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения;
2. ориентироватьсянаразнообразиеспособов решениязадач;
3. устанавливатьпричинно-следственныесвязи;
4. строить рассуждениявформе связи простых сужденийоб объекте,егостроении,свойствах исвязях;
5. обобщать,т. е.выведение общностидля целого ряда или класса единичныхобъектовна основевыделениясущностнойсвязи;
6. осуществлятьподведениепод понятие на основе распознавания объектов, выделения существенныхпризнаков и их синтеза;
7. устанавливатьаналогии;
8. владеть общим приемомрешениязадачи.
Коммуникативные УУД:
1. иметь свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать;
2. строитьречевое высказывание в устной и письменной форме;
3. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
4. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
5. донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
6. организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой «роли»; понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.
Ход занятия:
1.Вводное слово учителя:
Звучат фанфары
Здравствуйте, уважаемые учителя, ребята!
Я рада приветствовать вас на игре «Креатив – бой».
Нас ждет увлекательное соревнование по решению изобретательских задач. Готовиться к изобретательству надо с детства – чем раньше, тем лучше. Сегодня у вас есть возможность почувствовать себя изобретателями. Удачи!
2.Интеллектуальная разминка
Цель: активизировать внимание и мышление детей, снять психологическую инерцию перед "трудной работой" - решением открытых задач.
-А для начала небольшая разминка. Ответьте устно на мои вопросы.
1.Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)
2.Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее? (Подождать, пока она улетит)
3. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)
4.Ты, да я, да мы с тобой. Сколько всего? (Двое)
5. Что можно увидеть с закрытыми глазами? ( Сон)
6.Что случится тридцатого февраля? (Ничего: в феврале 28 или 29 дней, 30 не бывает)
7. Почему часто ходят и никогда не ездят? (По лестнице)
8. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
9. Можно ли в решете воду принести? (Да, если это лед)
10.Что идет из города в город и не движется? (Дорога).
-Молодцы, я думаю, что вы готовы к решению более сложных задач.
3. Креатив-бой
- В нашей игре примут участие 8 команд.Для начала выберем в каждой команде капитана, это человек, который будет все организовывать. Затем выберем секретаря, который будет записывать ваши идеи. И теперь необходимо выбрать спикера, он будет озвучивать ваши решения.
Внимательно выслушайте правила. Вам предстоит решить 6 задач. За каждый ответ вам начисляется от 1 до 5 баллов. На решение каждого задания дается 3 минуты. Каждая команда коллективно работает над заданием, при этом секретари команд фиксируют варианты решений на листке бумаги.
После окончания отведенного на задание времени листок с ответом передается жюри, а спикерозвучивает решение команды. Жюри фиксирует, совпадает ли ответ команды с контрольным ответом.
А в жюри у нас сегодня… (представление)
Решение задач (презентация)
1.Непослушный узел
Старый Ученый Кот всю жизнь искал новые лекарства. Многие травы он испытал, а сколько склянок перебил – не сосчитать! Однажды прислали Ученому Коту мешок редких кореньев из горной страны. Доверху набит мешок и туго завязан. И ткань очень плотная – мышам не прогрызть. Пытался Кот развязать мешок – все напрасно. Только когти зря обломал. Вот как бывает, когда в доме ни ножа, ни ножниц не найти.
Вопрос: Что делать Ученому Коту? Подскажите!
ИКР: Не забыл Ученый Кот изобретательское правило: «Используй то, что под рукою, – и не ищи себе другое». Посмотрел на полки и взял пустую склянку. Брякнул её об пол, она и разлетелась на мелкие кусочки. Взял Кот кусочек стекла да и разрезал осторожно тугой неподатливый узел.
2. Дубы для царя.
Однажды поехал царь посмотреть на свое царство. Проезжает через лес, видит – стоят на поляне двадцать дубов, один другого краше. Обомлел царь от удивленья. А потом и говорит слугам:
– Хочу, чтобы эти дубы у моего дворца росли.
Да разве столетние дубы пересадишь? Но приказ есть приказ. Дни и ночи думали царские мастеровые, а толку ни какого.
Вопрос: Как веленье царя исполнить?
ИКР:Один мастеровой посоветовал не дубы пересадить, а на поляне дворец построить. Так и сделали. Царь остался доволен. И дубы при дворце, и дворец при царе.
Кстати:
ДУБ – самое большое лиственное дерево. Он живёт и развивается более 400 лет.
1 год. Росток маленький с листочками на верхушке.
80 лет. Дерево достигает максимальной высоты – 25-35 метров. С годами его ветви становятся толще и шире.
200 лет. Ствол стал толстым, сквозь листья видны сухие ветки.
400 лет. Дерево медленно засыхает, но на нём ещё появляться листья и жёлуди.
За год на большом дубе зреет до 100 тыс. желудей.
3. Смекалка против Змея Горыныча.
Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые… Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей – брата и сестру – и посадил в темницу – подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное – аппетит, все семь голов заболели… И решил Змей Горыныч обхитрить детей.
– Выпущу я вас на волю, – сказал он, – если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести – без посуды! Делать нечего – согласились дети. Где ручей подземный с живой водой – известно.
Вопрос: Да как условие Змея выполнить?
ИКР: Дети набрали воды в миску, а потом воду заморозили, ледышку из миски достали и Змею принесли. Можно решить задачу и летом: набрать каждому в рот воды и принести; намочить какие-нибудь мочалки, тряпки – даже свою одежду – а потом отжать у Змея; прокопать канал, если не очень далеко.
Это интересно:
Из всего объёма воды, содержащейся на Земле, всего лишь 3% является пресной. Также интерес тот факт, что основная часть пресной воды находится в ледниках и только 1 % водных ресурсов Земли пригодны для питья.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. Разъярённый Джинн
Выкопал как-то крестьянин на своем поле кувшин. Тут же открыл его – думал золотые монеты найти… Но из кувшина выскочил разъярённый Джинн.
– Тысячу лет я молил бога, чтобы кто-нибудь выпустил меня на волю, – кричал он, потрясая кулаками. – Я обещал спасителю горы золота и бриллиантов… Но никто не внял моим просьбам! Тогда я решил расправиться с тем, кто нарушит мой покой. Прошла ещё тысяча лет – и вот тебе вздумалось добывать клады в собственном огороде!!! Прощайся с жизнью, несчастный!
Но крестьянин был не робкого десятка… – Будь, по-твоему, Джинн. Но выполни мою последнюю просьбу.
– Говори, – неохотно согласился Джинн, – выполню. Но имей в виду – тебя не отпущу, себе никакого вреда не причиню и обратно в кувшин не полезу. Я ведь тоже сказки читал – меня не проведёшь. Крестьянин высказал свою просьбу и остался в живых.
Вопрос: Что именно он попросил?
ИКР: Крестьянин сказал: – Хорошо, убей меня, – но через сто лет.
5. Корабль должен прийти вовремя.
Английский путешественник Филеас Фогг и его слуга Паспарту не могут вовремя попасть в Англию – нет попутного корабля. А если они опоздают, то проиграют важный спор и много денег. Пришлось Фоггу нанять красивый пароход с деревянными надстройками и, ни минуты не медля, отправиться в плавание. До Англии было уже рукой подать, но, как назло, на пароходе кончился уголь – и пароходные машины встали.
Вопрос: Как быть? Где взять топливо в море?
ИКР: Вместо угля в топке пароходного котла сожгли деревянные части парохода. Корабль пришел вовремя.
6. Переправа.
Знаменитый путешественник кот Потряскин как-то забрался далеко в джунгли, где не ступала нога человека. Однажды он увидел неширокий ручей. На его песчаных берегах ничего не росло. До ближайших деревьев – сто шагов. Сунул Потряскин в воду прутик. Минуты не прошло – прутик-то и обгорел. «Ну и водичка, – подумал Потряскин. – Неглубок ручей, да как его перейти?»
Вопрос: В ширину ручей как раз немножко больше, чем Потряскин перепрыгнуть может. Как быть?
ИКР: Рассказывает сам Потряскин: Ну конечно, я сразу нашел сто решений этой задачи! – Правда, сейчас помню только три из них. Во-первых, можно подсыпать в ручей песка и сделать его в месте прыжка поуже. Во-вторых, можно изготовить себе шест из ближайшего деревца и прыгнуть с шестом. Но я поступил ещё лучше: соорудил себе ходули и быстренько прошёл через ручей, как самый настоящий цирковой кот! Ходули только слегка обгорели, потому что были они в ручье совсем недолго.
4.Рефлексия
- Что больше всего запомнилось? Что было наиболее интересным? Что не понравилось?Какие пожелания?(Презентация)
ПОКАЖИТЕ СВОЁ НАСТРОЕНИЕ (смайлики)
5.Подведение итогов, награждение
1. Оглашение жюри итогов по количеству набранных баллов.
2. Награждение:
Грамоты:-«Победитель креатив-боя»
- «За самую практическую идею»;
- «За самую оригинальную идею»;
- «За лучшее обоснование идеи».
Слова учителя:
«Вся жизнь – открытая задача.
Решай и ждет тебя удача!»