Урок - мастерская Встреча с поэзией Фета. 10 класс Шкарбутко Л.Н. учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №7 г. Коряжмы»

Цель: пережить мысли и чувства, вызванные содержанием стихов Фета;
учить анализировать поэтический текс.
Ход мастерской
Индуктор
1. Звучит романс на стихи Фета: «Я тебе ничего не скажу…» 3 мин.
Отобразите, нарисуйте свое настроение, вызванное этими стихами. 3 мин.
2. Сам поэт о поэзии сказал так:
«Лирическое стихотворение подобно розовому шипку: чем туже свернуто, тем больше носит в себе красоты и аромата».
Выберите и запишите в строчку ключевые слова этого высказывания
стихотворение розовый шипок красота 3 мин.
3. Подберите к этим словам ассоциативный ряд. 5 мин.
4. Допишите высказывание: «Поэзия – это…» 3 мин.
5. Социализация. Чтение в группах. 3 мин.
6. Читаем стихотворение «Шепот, робкое дыханье», 1850г. 3 мин.
7. Составьте по 2 вопроса к стихотворению. В парах задайте друг другу?. От группы выберите 1 самый интересный ?, задайте его другой группе. 5 мин.
8. Определите особенности мелодики, ритма, рифмы. 3 мин.
9. Назовите и запишите чувства лирического героя. Обведите слово, которое будет здесь доминирующим. 2 мин.
Волнение, радость, восхищение, ликование, страх, любовь.
10. Попробуем найти в тексте слова, называющие это чувство. – Прямо не сказано, только намеки. Для героя любовь – высокое духовное чувство, вершина всего.
11. Миниатюра. Смысл концовки стихотворения: «И заря, заря! 5 мин.
«Учись у них – у дуба, у березы»,1883 г.
1. Прочитаем стихотворение про себя, вслух. 3 мин.
2. Найдем отличие в построении данного стихотворения от 1-го. – Да, это глаголы. Выпишите глаголы в той грамматической форме, в которой они употреблены: учись, застыли, треснула, рвёт, хватает, стоят, молчат, молчи, промчится, переболит. 3 мин.
3. К кому они обращены? – Ко мне, к душе человека.
4. Сгруппируйте слова стихотворения по темам: 3 мин.
дуб, береза, зима, учись, слёзы, сердце
кора, метель, листы, ты, жизнь, откровения, душа
холод, весна, ясные дни (внутренний мир человека)
(природа)
5. Выпишите строчки, которые вас «зацепили». 2 мин.
6. Прочитайте карточки-помощники. Выпишите в тетрадь высказывания о поэте, которые привлекли ваше внимание. 5 мин.
7. Пользуясь записями в тетради, скажите свое слово о поэте, встреча с которым состоялась в нашей мастерской.
8. Творческая работа на одну из тем: 10 мин.
1. Слово о поэте Фете.
2. Мир поэзии Фета.
3. Встреча с Фетом.
9. Афиширование работ. 10 мин.
10. Рефлексия. 3 мин.