Сайт "Жизнь наша   школьная"          

Главная проекты уроков

Урок, посвящённый М.В.Ломоносову, «Он всё испытал и всё проник…» 4 класс Паншина Ирина Алексеевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №7» г. Коряжмы

 

Задачи:  воспитывать чувство гордости за учёного - земляка, на его примере поддерживать желание        учиться, развивать познавательный интерес, исследовательские умения.

Задачи:  воспитывать чувство гордости за учёного - земляка, на его примере поддерживать желание        учиться, развивать познавательный интерес, исследовательские умения.

Подготовительная работа: урок проводится на основе самостоятельно добытых учащимися знаний (чтение художественных книг о М.Ломоносове).

Оформление урока:   

1) портрет М.В.Ломоносова;

2) выставка художественных книг о М.В.Ломоносове;

3) слайды с цитатами писателей, поэтов, учёных о М.В.Ломоносове;

3) эпиграф на доске:     По мышцам ты неутомимый,

                                        По духу ты непобедимый,

                                        По сердцу – прост,

                                        По чувству – добр,

                                        Ты в счастьи – тих,

                                        В несчастьи – бодр.

                                                    ( Р.Державин ) 

Ход урока 

1. Все последние дни вы занимались исследованием одной очень интересной темы. Что вы исследовали?

       (жизнь и творчество нашего земляка-помора М.В.Ломоносова)

- Предлагаю выйти сюда всем, кому есть что сказать о герое нашего урока. Одно условие – не повторяться. Если вашу мысль высказали – садитесь. Победит тот, кто больше других узнал о Ломоносове.

        (выходят все желающие и по очереди приводят по одному факту из жизни М.В.Ломоносова)

2. Это были лично ваши, самостоятельно добытые знания. Давайте проверим их правильность. Возможно, что-то будет для вас новым и неизвестным, о чём вы нигде не читали. Для этого весь наш урок будет построен на фразах, высказываниях великих людей, писателей, поэтов о Ломоносове. А ваша задача – объяснить, к какому моменту его жизни эта фраза относится.

          (высказывания высвечиваются на слайдах)

3. И первая наша строчка из В.Г.Белинского: «На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов».

             (в 1711 году у черносошного крестьянина – помора Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии родился сын Михаил, будущий великий русский учёный)

4. С.Кочнев писал: «Михайло Ломоносов, не учась ещё российской грамоте, ходил неоднократно на море…»  

            (ходит с отцом на рыбные промыслы по Северной Двине, Белому морю, Северному Ледовитому океану)

5. А.Грандилевский: «Ломоносов рос сыном природы, как и все его сверстники в родной ему деревне, но выносил и усвоял гораздо более, чем кто-либо другой».

            (обучается чтению и письму у грамотных односельчан)

6. И.М.Сибирцев: «Арифметика Магницкого была издана в Москве «ради обучения мудролюбивых отроков…», «Грамматика Смотрицкого стояла во главе всех подобного рода книг… Нетрудно представить, какой интерес должны были иметь для даровитого юноши упомянутые книги».

              (по «Грамматике» Смотрицкого и «Арифметике» Магницкого начал изучать грамматику русского языка и основы точных наук, составлял для местных крестьян деловые бумаги, слывя «первым грамотеем» в округе)

7.   А. Марков в своём стихотворении писал:

    Из обшивней широкий, дюжий

    Детина вылез, и притих,

    И огляделся неуклюже,

    Смахнул солому с плеч своих.

    ………………………………..

    Москва! Как шапка, Кремль над нею

    В морозном, ясном хрустале.

    Шагай, Михайло, посмелее:

    Ты дома, на родной земле!

    Пошире плечи, ты – хозяин,

    Иди Москвою в полный рост!..

 

          (в 1730 году Ломоносов принял решение уйти учиться и в декабре этого же года  уходит в Москву, следуя за рыбным обозом)  

             8.  Сам М.В.Ломоносов писал: «… имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».

            («…преподававшихся в Цифирной школе наук ему показалось мало…»  и в 1731 году он переходит в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за дворянина, где «…обучался с великою охотою и оказал примерные успехи».)

9. П.П.Пекарский: «2 января 1736 года отставной прапорщик Василий Попов явился в Академию наук с двенадцатью молодыми людьми, которых он привёз из Москвы…»

            (в числе 12 лучших учеников Славяно-греко-латинской академии Ломоносов был отправлен в Петербург для обучения в Академии наук)

10. В.С.Райзер: «…Чтобы изучить металлургию и горное дело, им из 24 часов в сутки можно назначить 8 часов для сна, 8 часов для занятий, 2 часа для еды…»

              (вместе с двумя другими академическими студентами был отправлен в Германию, в город  Марбург, для изучения химии, горного дела, металлургии)

11. М.В.Ломоносов: «1741 года, июня 8. Прибыл из Любека в Петербург и явился в Академию наук».

              (возвращается на родину, в Петербург, учёным и до конца жизни работает в Академии наук)

12. Мы проследили с вами все жизненные вехи нашего земляка. А сейчас задумайтесь над девизом самого Ломоносова: «Для пользы общества – коль радостно трудиться».

Он, действительно, обладал страстной тягой к учению. Какими же науками Ломоносов занимался?

Подчеркните лишнее.

              (химия, физика, астрономия, геология, минералогия, стеклоделие, мозаика, военное дело, география, история, филология, поэзия, педагогика и просвещение)

13. Подберите русские пословицы об учении.

             (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

14. Давайте поиграем в парах: один ученик – отец, а другой – исполняет роль самого Ломоносова.

Упросите родителей отпустить вас учиться в Москву.

 15. Михаил Ломоносов жил в 18 веке. Ему было бы интересно узнать о том, чему станут учить детей через два столетия. Расскажите ему об этом.

16. А.С.Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» писал: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».  Чему же присвоено имя Ломоносова?

                   (МГУ - в 1940 году, Архангельскому ПГУ, подводному горному хребту в Северном Ледовитом океане, городу Ораниенбауму, кратеру на Луне, улицам городов)

- Действительно, сбылись слова Н.А.Некрасова: «А сын крестьянский Ломоносов по смерти даже будет жить».

17. Какая же фраза из нашего сегодняшнего урока вам ближе всего и понятнее?

18. И закончить наш урок хочется строчками из «Оды…» М.В.Ломоносова. Они прозвучат, как обращение к нам, ныне живущим. Я помню эти строчки с детства. Они были напечатаны на обложках наших тетрадей по русскому языку. Именно они мне ближе всего.

 

Дерзайте ныне ободрённы

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне

В градском шуму и наедине

В покое сладки и в труде.

 

Использованная литература:

1. В.Л. Ченакал.  М.В. Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах.  – М., Просвещение, 1965.

2.А.В. Топчиев. М.В. Ломоносов – великий русский учёный. – М., Знание, 1952.

3.М.Т. Белявский. М.В. Ломоносов – наш первый университет. М., Изд. МГУ , 1961.

 

  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
     
flexsmm.com
Сайт "Жизнь наша школьная"
© kirolg.ru

+79214919237