Уроки химии в 8 классе «Количество вещества. Моль. Молярная масса" МОУ "СОШ №7" Нагишева Ольга Викторовна

ЦЕЛЬ: сформировать представление о количестве вещества, через решение задач. 2. карточки с заданием. VI.Итог урока и рефлексия. VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Тетради с д/з соберу после урока. IV.Изложение нового материала. Перед объявлением темы, учитель беседует с учащимися о веществах и предметах и какие надо знать физические величины для того, чтобы охарактеризовать предмет? Затем предлагает провести соответствие величин, обозначений и единиц измерений. Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Клей разлился - слова склеились. Отдели слова друг от друга черточками. Сахармольводаколичествоодинвеществамассамолярная Составьте предложения из этих слов. ( Количество вещества – моль, молярная масса) ( Проблемный вопрос) Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица? На этот вопрос вы ответите после изучения новой темы. Учитель на доске, а ученики в тетрадях записывают тему урока «Количество вещества. Моль. Молярная масса.» Расскажу сегодня, что ли, О зловредной роли моли. Моль съедает шерсть и мех – Просто паника у всех…. Ну а в химии – изволь! Есть другое слово “моль” Прост, как небо и трава, Моль любого вещества. Но трудна его дорога: В моле так частичек много! В химии (а также в физике и других естественных науках) приходиться иметь дело с большими количествами мельчайших частиц – с так называемыми структурными элементами материи (молекулами, атомами, ионами, электронами и др.). 1.Количество вещества. Моль. Число Авогадро обозначается буквой NА. Далее по ходу объяснения строится схема: Физические величины количество вещества молярная масса число Авогадро молярный объем После предлагается работа в группе: по п. 17 в учебнике заполнить схему в тетради по плану: 1. Что показывает величина 2. Единицы измерения 3. Формула для вычисления (или числовое значение) По 1 человеку выходят и заполняют схему на доске. Количество вещества – физическая величина, которая: · означает определенное число структурных элементов (атомов, молекул, ионов); · обозначается Υ (ню); · измеряется в международной системе единиц (СИ) - моль. Молярная масса – физическая величина, которая: · показывает массу в 1 моль вещества; · обозначается М; · измеряется в международной системе единиц (СИ) - г\моль; · формула для расчёта - М = m \ υ. Молярный объем– физическая величина, которая: · показывает объем, который занимает любой газ количеством вещества 1 моль; · обозначается Vm; · измеряется в международной системе единиц (СИ) - л \ моль; · формула для расчёта - V = υ ∙ Vm; · при н.у. V m = 22,4л\моль. Число Авогадро · показывает число структурных частиц в 1 моль вещества; · обозначается NА ; · измеряется в международной системе единиц (СИ) в моль -1; · числовое значение 6,02 · 1023 V.Закрепление. Учитель поясняет, что знания этой темы урока связаны с решением задач. Задачи напечатаны на листе: Задача 1. Какова масса 1,5 моль оксида углерода (IV) CO2? Какой объем займет это количество? Сколько молекул будет содержать это количество? Дано: Решение. n(CO2) = 1,5 моль Из формул взаимосвязи ν с m, Vm, Na следует, что m = M(CO2) = 44 г/моль m = M∙ ν, V = Vm∙ ν, N = Na∙ ν Vm =22,4 л/моль Произведем расчет: Na = 6∙1023 моль-1 m = 44 г/моль ∙ 1,5 моль = 66 г. V = 22,4 л/моль ∙ 1,5 моль = 33,6 л. Найти: N = 6∙1023 моль-1 ∙ 1,5 моль = 9 ∙1023 m(CO2) V(CO2) N(CO2) Ответ: масса 1,5 моль оксида углерода (IV) равна 66 г, объем – 33,6 л, число молекул - 9∙1023. VI.Итог урока и рефлексия. Как вы думаете, мы достигли цели урока? (возможный ответ -да). А как же задача про Костю: «Восьмиклассник Костя зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 10 молей поваренной соли. Что ответила Косте продавщица?» (ответ -585 г или 0,5 кг). VII. Домашнее задание. § 17. |
На «3» -решить задачу, на «4-5» -самому придумать и решить задачу.
Учитель читает стихотворение (“Занимательная химия” Аликберова Л.):
Решить задачу:
Маша маме говорит,
Что из шкафа моль летит
“Как спасти нам вещи наши?”
Отвечает мама Маше:
“Есть такой аэрозоль,
Убивает моли моль!”
Маша химию учила,
Так что маме возразила:
“Что-то это многовато –
Целый моль врагов крылатых!”
Задание: Рассчитайте массу 1 моль моли, если масса каждой бабочки 0,01 г.