«Значение приставок» МОУ «СОШ №1» г. Котлас, учитель Пустохина Л. А

Цели урока: актуализировать знания о приставках, их написании со словами, развивать умение образовывать с помощью приставок новые слова, определять какое значение придаёт приставка слову.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Тип урока: урок развития умений и навыков
Структура урока:
1.Подготовительный этап.
2. Постановка учебной задачи.
3. Работа по теме урока
4. Этап закрепления.
5. Итог на рефлексивной основе
Ход урока:
1. Орг. момент
Прозвенел звонок – начинаем наш урок.
- Сели.
- Ребята, посмотрите на весёлое солнышко. У кого из вас такое же настроение?
- Повернитесь друг к другу. Сложите ладошки, улыбнитесь друг другу и скажите: «Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Если будет трудно, я тебе помогу».
) Разминка для рук.
- сложите ладошки
- похлопаем (тихо, громче, громко, тише, тихо)
- погладим ладошки
- сложили колечки (большой палец – указательный
– средний
– безымянный
– мизинец и обратно)
) Запись числа
Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Перед письмом вспомним, как нужно правильно сидеть за партой:
«Сяду прямо, не согнусь, на отлично потружусь»
2. Минутка чистописания (презентация 3 слайд)
Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву … (Д)
Да дя До дё Ду дю Ды ди Дэ д…
- Запишите фразеологизм. Как вы его понимаете?
Держать камень за пазухой. (Таить злобу на кого-либо, замышлять что-то недоброе)
- У нас ребята дружные, работают вместе, помогают друг другу.
3. Словарная работа (на презентации 4 слайд)
- Расшифруйте и запишите слова. Поставьте ударение.
Джрнй, дкбрь, дрг, д свдн. (Самопроверка по экрану 5 слайд)
-Назовите безударные гласные. (е, ы, е, о, и, и, я)
-Как проверить эти гласные? (Проверить нельзя. Это словарные слова.)
4. Актуализация знаний
- Какое слово лишнее? Почему? (экран 6 слайд)
Существительное, прилагательное, приставка, глагол.
(лишнее – приставка, т.к. это часть слова, а остальные слова – названия частей речи)
- Что такое приставка? Что вы уже знаете о приставках? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. Приставка пишется со словом слитно)
(работа в парах)
- Выберите слова, которые состоят только из корня и приставки. Выделите эти части слова. (7 слайд)
Весна, косилка, переезд, сад, поход, обход, грибы, вылет, вьюга, горошина, просмотр.
- Прочитайте слова, которые вы выбрали. Назовите корень и приставку в словах. (Переезд, поход, обход, вылет, просмотр)
5. Самоопределение к деятельности
(работа в группах- по колонкам)
- К глаголу БЕЖАТЬ образовать однокоренные глаголы. Выделить приставку и корень.
- Проверка (называем глагол, корень и приставку). Объяснить лексическое значение слова.
- Какую роль играет приставка в слове? (Придаёт словам разные лексические значения)
- Сформулируйте тему урока. (Значение приставок)
- Что нам предстоит выяснить? Чему будем учиться? (мнения детей)
- Будем учиться образовывать новые слова с помощью приставок.
- Будем учиться писать приставку слитно со словом.
- Узнаем, зачем нужна приставка в русском языке.
- Выясним, какое значение придаёт слову приставка.
- Работа по теме урока.
(Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками).
Учитель вызывает 2 учащихся и предлагает одному из них:
- Разрезать лист бумаги;
- Надрезать;
- Вырезать треугольник;
- Срезать угол.
Класс: назвать одним словом, что делает…
Второй ученик прикрепляет на доску слова-названия тех действий, которые выполняет первый.
РАЗРЕЗАТЬ, НАДРЕЗАТЬ, ВЫРЕЗАТЬ, СРЕЗАТЬ (карточки)
-Что общего у этих слов? (Слова относятся к одной части речи. Это глаголы. Все они имеют одинаковый корень -рез-. Это однокоренные слова.)
- Выделите в них корень.
- Чем отличаются эти слова? (В них разные приставки. Эти слова отличаются по смыслу.)
- Что повлияло на смысл глаголов?
- Назовите и выделите приставки.
- Перечислите знакомые приставки. (РИСУНОК)
6. Закрепление изученного.
(Работа в тетради.) по вариантам
- Заменить одним словом. (слайд 8)
1 вариант |
2 вариант |
||
начал |
говорить |
закончил |
цвести |
петь |
греметь |
||
бежать |
читать |
||
плыть |
шить |
(взаимопроверка) обменялись с соседом тетрадями
- Как сказать одним словом?
1 вариант: (Запись: заговорил, запел, побежал, поплыл)
- Какое значение придают слову приставки за- и по? (Начало действия)
2 вариант: (Запись: отцвел, отгремел, прочитал, сшил)
-Какое значение придают словам приставки от-, про-, с-? (Конец действия)
- Как пишутся приставки? (приставки со словом пишутся слитно)
7. Физкультминутка (презентация «Гномики»)
Работа по учебнику) с.86 упр.157 (коллективно)
- Выбрать и записать словосочетания где приставка имеет значение:
повторить значение заново.
(Перекрасить пол в комнате: выделяю приставку пере-, в слове «комнате» вставляю безударную гласную а – это словарное слово
Перерисовать картину: выделяю приставку пере-, вставляю безударную гласную и, словарное слово « рисунок», в слове «картину» вставляю безударную гласную а – это словарное слово
Перекопать огород: выделяю приставку пере-, в слове «огород» вставляю безударную гласную о – это словарное слово
Перечитать рассказ: выделяю приставку пере-, в слове «перечитать» вставляю безударную гласную и, проверяю – перечитывать, на конце слова «рассказ» пишу парную согласную з, проверяю – рассказы.
Вывод: - Какое значение приставок? (начало действия, конец действия, повторение)
- Давайте посмотрим, какое ещё значение могут приставки давать словам.
- (Работа с компьютером) Задание № 1 с лосями
- (Работа с компьютером) Задание № 1 (после анимации)
Выбрать и вставить нужные приставки, так чтобы получились верные пословицы.
Вывод:
- Какой же можно сделать вывод?
- Какую «работу» выполняет приставка? (Дает новое значение слову, образует новое слово)
- Какое значение придаёт слову приставка? (слайд 9)
ЗА- (начало действия)
ПЕРЕ- (повторить действие)
В-(действие направленное внутрь)
ВЫ- (действие направленное изнутри)
ОТ-, ПРО-, С- (конец действия)
- Молодцы. Вы хорошо работали вместе. А сейчас я вам предлагаю выполнить задание самостоятельно. Выберите то задание, которое вы сможете выполнить. А я проверю.
Внимательно прочитай все задания. Выбери задание, которое ты можешь выполнить самостоятельно.
1 уровень. Задание: спишите слова,вставив пропущенные буквы. Выдели приставки.
З..рубежный, н..дклеить, н..скочить, з..брызгать, з..говорить, н.дкусить,н..дстроил
2 уровень:
Задание: Запиши слова,выбрав нужную приставку.
…бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края)
3 уровень. К данным словам запишите антонимы с тем же корнем. Выделите приставку.
Развязать - ….., раздвинуть - …., вползти - …., внести - ….., вбежать - ….., въехать - ….., выход - ….
8. Домашнее задание
С.87 упр. 160
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Записать глаголы, добавляя к ним приставки из упр. 154)
9 Итог. Рефлексия.
- Чему учились на уроке? (Подбирали подходящие по смыслу приставки, образовывали с помощью приставок новые слова, узнали как влияют приставки на значение слова)
Продолжите предложение:
На уроке я узнал(а) ….
Понял(а) …
Научился(а) ….
На полях оцените свою работу на уроке. (выбор из 10 баллов)