Сайт "Жизнь наша   школьная"          

Главная проекты уроков

«Значение приставок» МОУ «СОШ №1» г. Котлас, учитель Пустохина Л. А

Цели урока: актуализировать знания о приставках, их написании со словами, развивать умение образовывать с помощью приставок новые слова, определять какое значение придаёт приставка  слову.

Формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

    Цели урока: актуализировать знания о приставках, их написании со словами,  развивать  умение образовывать с помощью приставок новые слова, определять какое  значение придаёт приставка  слову.

  Формируемые УУД:

  Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;

   Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

   Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

        Тип урока: урок разви­тия умений и навыков

Структура урока:

   1.Подготовительный этап.

   2. Постановка учебной задачи.

   3. Работа по теме урока

   4. Этап закрепления.

         5. Итог на рефлексивной основе

Ход урока:

1. Орг. момент

Прозвенел звонок – начинаем наш урок.

- Сели.

- Ребята, посмотрите на весёлое солнышко. У кого из вас такое же настроение?

- Повернитесь друг к другу. Сложите ладошки, улыбнитесь друг другу и скажите: «Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Если будет трудно, я тебе помогу».

) Разминка для рук.

- сложите ладошки

- похлопаем (тихо, громче, громко, тише, тихо)

- погладим ладошки

- сложили колечки (большой палец – указательный

                                                           – средний

                                                           – безымянный

                                                           – мизинец   и обратно)

) Запись числа

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

     Перед письмом вспомним, как нужно правильно сидеть за партой:

     «Сяду прямо, не согнусь, на отлично потружусь»

  2. Минутка чистописания      (презентация 3 слайд)

Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву … (Д)

Да дя До дё Ду дю Ды ди Дэ д…  

        - Запишите фразеологизм. Как вы его понимаете?

           Держать камень за пазухой. (Таить злобу на кого-либо, замышлять что-то недоброе)

         - У нас ребята дружные, работают вместе, помогают друг другу.

    3. Словарная работа (на презентации 4 слайд)

        - Расшифруйте и запишите слова. Поставьте ударение.

         Джрнй, дкбрь, дрг, д свдн.   (Самопроверка по экрану 5 слайд)

        -Назовите безударные гласные. (е, ы, е, о, и, и, я)

        -Как  проверить эти гласные? (Проверить нельзя. Это словарные слова.)

                4. Актуализация знаний

 - Какое слово лишнее? Почему? (экран 6 слайд)

 Существительное, прилагательное, приставка, глагол.

 (лишнее – приставка, т.к. это часть слова, а остальные слова – названия частей   речи)

          - Что такое приставка? Что вы уже знаете о приставках? (Приставка – это часть     слова,   которая стоит перед корнем. Приставка пишется со словом слитно)

(работа в парах)

- Выберите слова, которые состоят только из корня и приставки. Выделите эти части слова. (7 слайд)

Весна, косилка, переезд, сад, поход, обход, грибы, вылет, вьюга, горошина, просмотр.

- Прочитайте слова, которые вы выбрали. Назовите корень и приставку в словах. (Переезд, поход, обход, вылет, просмотр)

       5. Самоопределение к деятельности

(работа в группах- по колонкам)

          - К глаголу БЕЖАТЬ образовать однокоренные глаголы. Выделить приставку и корень.

- Проверка (называем глагол, корень и приставку). Объяснить лексическое значение слова.

- Какую роль играет приставка в слове? (Придаёт словам разные лексические значения)

- Сформулируйте тему урока. (Значение приставок)

- Что нам предстоит выяснить? Чему будем учиться?  (мнения детей)

  •      Будем учиться образовывать новые слова с помощью приставок.
  • Будем учиться писать приставку слитно со словом.
  • Узнаем, зачем нужна приставка в русском языке.
  • Выясним, какое значение придаёт слову приставка.
  1. Работа по теме урока.

  (Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками).

  Учитель вызывает 2 учащихся и предлагает одному из них:

  1.   Разрезать лист бумаги;                   
  2. Надрезать;
  3. Вырезать треугольник;
  4. Срезать угол.

Класс: назвать одним словом, что делает…

      Второй ученик прикрепляет на доску слова-названия тех действий, которые выполняет   первый.

    РАЗРЕЗАТЬ, НАДРЕЗАТЬ, ВЫРЕЗАТЬ, СРЕЗАТЬ (карточки)

  -Что общего у этих слов? (Слова относятся к одной части речи. Это глаголы. Все они   имеют одинаковый корень -рез-. Это однокоренные слова.)

  - Выделите в них корень.

  - Чем отличаются эти слова? (В них разные приставки. Эти слова отличаются по смыслу.)

  - Что повлияло на смысл глаголов?

  - Назовите и выделите приставки.

  - Перечислите знакомые приставки. (РИСУНОК)

 

 

 

 

 

6. Закрепление изученного.

 (Работа в тетради.) по вариантам

- Заменить одним словом. (слайд 8)

 

1 вариант

2 вариант

 

начал

говорить

 

закончил

цвести

петь

греметь

бежать

читать

плыть

шить

 

(взаимопроверка) обменялись с соседом тетрадями

     - Как сказать одним словом?

      1 вариант: (Запись: заговорил, запел, побежал, поплыл)

      - Какое значение придают слову приставки за- и по? (Начало действия)

       2 вариант: (Запись: отцвел, отгремел, прочитал, сшил)

      -Какое значение придают словам приставки от-,  про-, с-? (Конец действия)

       - Как пишутся приставки? (приставки со словом пишутся слитно)

                7. Физкультминутка (презентация «Гномики»)

               Работа по учебнику) с.86 упр.157                             (коллективно)

 

       - Выбрать и записать словосочетания где приставка имеет значение:

         повторить значение заново.

         (Перекрасить пол в комнате: выделяю приставку пере-, в слове «комнате»     вставляю     безударную гласную а – это словарное слово

           Перерисовать картину: выделяю приставку пере-, вставляю безударную гласную и,       словарное слово « рисунок», в слове «картину» вставляю безударную гласную а –   это     словарное слово

           Перекопать огород: выделяю приставку пере-, в слове «огород» вставляю   безударную      гласную о – это словарное слово

            Перечитать рассказ: выделяю приставку пере-, в слове «перечитать» вставляю     безударную гласную и, проверяю – перечитывать, на конце слова «рассказ» пишу парную     согласную з, проверяю – рассказы.

             Вывод: - Какое значение приставок? (начало действия, конец действия, повторение)

          - Давайте посмотрим, какое ещё значение могут приставки давать словам.

- (Работа с компьютером) Задание № 1 с лосями

 

- (Работа с компьютером) Задание № 1 (после анимации)

Выбрать и вставить нужные приставки, так чтобы получились верные пословицы.

               Вывод: 

         - Какой же можно сделать вывод?

          - Какую «работу» выполняет приставка? (Дает новое значение слову, образует новое слово)

           - Какое значение придаёт слову приставка? (слайд 9)

ЗА- (начало действия)

 ПЕРЕ- (повторить действие)

 В-(действие направленное внутрь)

 ВЫ- (действие направленное изнутри)

 ОТ-, ПРО-, С- (конец действия)

 

- Молодцы. Вы хорошо работали вместе. А сейчас я вам предлагаю выполнить задание самостоятельно. Выберите то задание, которое вы сможете выполнить. А я проверю.

   Внимательно прочитай все задания. Выбери задание, которое ты можешь выполнить самостоятельно.

  1 уровень. Задание: спишите слова,вставив пропущенные буквы. Выдели приставки.

  З..рубежный, н..дклеить, н..скочить, з..брызгать, з..говорить, н.дкусить,н..дстроил

  2  уровень:

   Задание: Запиши  слова,выбрав нужную приставку.

  …бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от   края)

   3 уровень.  К данным словам запишите антонимы с тем же корнем. Выделите   приставку.

  Развязать - ….., раздвинуть - …., вползти - …., внести - ….., вбежать - ….., въехать -   ….., выход - ….

          8. Домашнее задание

С.87 упр. 160

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Записать глаголы, добавляя к ним приставки из упр. 154)

9      Итог. Рефлексия.

- Чему учились на уроке? (Подбирали подходящие по смыслу приставки, образовывали с помощью приставок новые слова, узнали как влияют приставки на  значение слова)

       Продолжите предложение:

           На уроке я узнал(а) ….

           Понял(а) …

           Научился(а) ….

           На полях оцените свою работу на уроке. (выбор из 10 баллов)

  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
  • О нас
  • Новости
  • Контакты
  • Фотогаллерея
  • Литературные новинки
  • Здоровый образ жизни
  • История Коряжмы
  • Переменка
  • праздники
  • Видео
  • методическая страничка
  • проекты уроков
  • Это интересно для детей и не только
  • Статьи
  • Северная природа
  • Творчество
  • Национальная кухня
  • Отзывы читателей
  • Исследовательские проекты
  • Разработка классных часов
  • Работа с родителями
     
flexsmm.com
Сайт "Жизнь наша школьная"
© kirolg.ru

+79214919237