«Классный родительский комитет- важнейшая опора классного руководителя» Учитель Зубова Анна Борисовна МОУ «Удимская № 1 СОШ»

«Кластер» «Родители и учителя» ( практическая работа)
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Ответственность делим пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Совместно с родителями, педагогический коллектив пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Многие родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Поэтому нам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители?
Семейный клуб (Стендовый доклад)
Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет.
Родительский комитет
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно–воспитательного процесса. Родительский комитет берет на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Еще одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми. Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно – бытовых вопросов в классе. Ремонт кабинета, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно – гигиенических и профилактических мер учащимися и школой – это и многое входит в компетенции родительского комитета. По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет вносит свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы. Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия.
Примерное положение о родительском комитете класса
1.Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, в организации сотрудничества семьи и школы.
2.Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.
3.В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класс по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
4.Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.
5.О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.
6.Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях.
7.Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.
8.Заседания родительского комитета класса проходят 1-2 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.
9.Положение о родительском комитете принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.
Родительский комитет класса обязан:
- помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
- вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
- влиять на формирование культуры родительского общения;
- стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
- выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
- соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.
Родительский комитет имеет право:
- активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
- посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
- присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
- воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;
- проводить беседы с проблемными учащимися;
Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родительского комитета является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.
Большую роль мы отводим формированию здоровья подрастающего человека, оно происходит в течение всего учебно– воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой?
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Сегодня в нашей школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.
SWOT- анализ (взаимодействия с семьёй) - практическая работа
Притча «Давайте начнем с себя
Прожили люди неразумную жизнь, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасет? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасет вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды, чтобы встретить Путника Вечности.
- Нет – это не он, и это не он, - говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачен в белые одежды – значит не он,
У другого не было длинной белоснежной бороды – тоже не может быть.
Вот и взошла первая Утренняя звезда,
где-то запел жаворонок, где – то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороги все нет и нет.
Пришли люди к мудрецу с жалобой:
-Где же обещанный Путник Вечности?
( А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы слышали? – спросил мудрец?
-Да, но это же был плач новорожденного! – ответили люди
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребенка – свою надежду
Именно от него зависит спасение человеческого рода.
Ведь именно ему жить в будущем.
- Душа ребенка – это полная чаша.