Мастер-класс с родителями «Давайте вместе поиграем!» Шестакова М. В. воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №27 «Золотая рыбка» г. Котлас

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах развития математических способностей детей.
Задачи:
1. Продолжить знакомить родителей с логическими блоками Дьенеша.
2. Научить использовать блоки Дьенеша в работе с детьми 4-5 лет для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.
Оборудование: игрушки (медвежонок, зайчонок, лисенок, бельчонок и ежонок),
блоки Дьенеша, карточки-символы свойств, иллюстрации для игры «Небылицы», таблица для игры «Расставь бочонки с медом на полки».
Описание мастер – класса
Добрый день, уважаемые родители! Вы, наверное, со мной согласитесь, что начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе»: познакомился с цифрами, научился складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10), а, действительно, заинтересовался математикой. Главное при подготовке к школе - это не запас заученных знаний, которые недолго выручают ребенка на уроках математики. Важно учитывать: язык математики – это язык абстракции, логики и символа.
Чтобы понимать эту науку, научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку, прежде всего, необходимо понять, а не заучивать то, о чём идет речь.
Немецкий философ Иммануил Кант говорил:
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В своей работе по развитию логико-математических представлений я использую логические блоки Золтана Дьенеша - всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез. Дети учатся догадываться, доказывать.
Вот такую коробочку можно купить в любом детском магазине.(демонстрирую коробку с блоками)
Но родители почему-то проходят мимо, и совершенно напрасно, потому что блоки Дьенеша – это игра с большим возрастным диапазоном и развивающим потенциалом.
Наш мастер – класс посвящен играм с логическими блоками Дьенеша.
Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. Главное взрослый должен быть партнером, участвовать в игре на равных с ребенком. Самостоятельные игры детей с блоками не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
Уважаемые родители, скажите, чем же они отличаются?
Итак, мы выяснили, блоки отличаются:
а) цветом (красный, синий, желтый);
б) формой (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
в) размером (большой, маленький);
г) толщиной (толстый, тонкий).
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек.
И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный. Не толстый и т.д.
Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.
«Не насильственно преподавать милейшим детям науку, а посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен» Сократ.
С блоками Дьенеша можно играть в отдельные игры, а можно, включив своё воображение и фантазию, объединить несколько игр и придумать интересную и увлекательную историю для вашего малыша. А теперь, из родителей вы превращаетесь в детей.
Ну что же, давайте вместе поиграем! Пусть эти слова станут волшебным мостиком между взрослыми и детьми по дороге в страну знаний.
Начинаем нашу историю.
«История про зверят»
В один из теплых осенних дней зверята: лисенок, бельчонок, ежонок и зайчонок отправились в гости к своему другу мишке - Топтыжке, который жил на другом берегу реки. Решили навестить его перед зимней спячкой.
Дойдя до реки, звери увидели, что после продолжительных дождей река разлилась. «Как же нам попасть на другой берег», - подумали они?
Как помочь животным?
Давайте поможем друзьям Топтыжки построить мостик через речку.
Задание1. Дети строят мостик так, чтобы соседние блоки были разные по цвету и размеру.
Мы помогли построить мостик. По мостику смогли пройти зайчонок, лисенок, бельчонок и ежонок.
Перебравшись через речку, они увидели, что мишка занят сбором меда. Звери предложили свою помощь. Мишутка с радостью ее принял, но объяснил, что каждый бочонок должен стоять на определенной полке.
Посмотрели звери на Мишкины полки, не могут понять, куда какой бочонок ставить.
Давайте поможем друзьям расставить бочонки на полки.
Задание 2. Дети раскладывают блоки в таблице, ориентируясь на карточки – символы (размер и цвет).
Какие бочонки поставим на нижнюю полку?
А на верхнюю?
Какие бочонки стоят слева? Какие слева? Посередине?
Все вместе быстро справились с работой. Топтыжка в знак благодарности угостил друзей печеньем. Но Зайчонок любит круглое печенье, бельчонок – квадратное, лисенок - прямоугольное, ежонок – треугольное. Давайте поможем Мишке раздать гостям то печенье, которое они любят.
Задание 3. Дети раскладывают блоки по признаку «форма».
Угостил Топтыжка друзей печеньем и решил их развлечь.
Мишка стал рассказывать разные небылицы. А вы знаете, что такое небылицы? Небылица - это шуточный рассказ писателя, выдумка, в которой автор все перепутал. Давайте с вами послушаем небылицы, исправим ошибки и выложим отгадку с помощью блоков карточек подсказок.
Задание 4.Дети слушают небылицы и выкладывают отгадку с помощью блоков и карточек подсказок. Кто любит по веткам носиться? Конечно рыжая лисица (белка).
На болоте во весь дух громко квакает петух (лягушка).
Наигрались звери и разошлись по домам.
А теперь мишка приглашает вас поиграть в весёлую игру. Для этого возьмите по одному блоку и выходите в круг.
Игра называется «Кошки-мышки». Давайте по считалке выберем кошку.
Завтра с неба прилетит
Синий, синий, синий кит.
Если веришь, стой и жди,
А не веришь - выходи.
«Кот» встает в центр круга, в руках у него жетоны с символом свойств (в нашем случае цвет, могут быть символы формы, размера и толщины). Мыши идут по кругу со словами:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
И разгонит хоровод.
На последнем слове кот быстро поднимает один из жетонов, чтобы мыши его увидели. Жетон – информация для мышей, каких именно мышей кот будет ловить. Например, кот поднял жетон синего цвета. Какие мыши должны убегать? Те, у которых синие блоки убегают, остальным мышам кот не страшен. Пойманная мышь становиться котом.
Давайте поиграем!
Рефлексия: Уважаемые родители, сегодня вы познакомились с приемами практического использования в совместной деятельности с детьми логических блоков Дьенеша.
Какие трудности вы испытали, выполняя задания?
Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. Надеюсь, вам было интересно.
Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно. Но есть обязательное условие – взрослый должен играть с детьми, играть азартно, увлеченно. Тогда и только тогда игра станет радостью для детей и позволит решить поставленные дидактические задачи.
Большое спасибо за помощь и старание. Я надеюсь, что полученные сегодня знания, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми.